Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СИТУАЦИЯ

2 ноября, 2009 - 21:27

Эпидемия сорвала работникам рынков встречу с премьером

«День» выяснял, на что собирались жаловаться предприниматели...

Сегодня премьер-министр Украины Юлия Тимошенко планировала собрать представителей украинских рынков. Чтобы выяснить, какими проблемами живет едва ли не наибольшая часть малого и среднего бизнеса Украины, которая, по данным Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства насчитывает около миллиона рабочих мест. Но помешал кризис. Зачем же в эпидемию собираться таким многочисленным коллективом?

Хотя о работе самих базаров ничего такого не скажешь. Толкаюсь среди тесных рядов одного из известных столичных рынков. Несмотря на объявленную пандемию калифорнийского смертоносного вируса, здесь кипит жизнь. Продавцы за прилавками искренне упрашивают попробовать, примерить, купить. И, разглядывая, примеряя и смакуя, люди торгуются, выбирают, покупают. Только одинокие ватно-марлевые маски и «кусючие» цены на природную аптечку все-таки напоминают об опасности «свиного» гриппа.

Несмотря на то, что премьер-министр угрожала фармацевтам расправой за поднятие цены на лекарства, «зеленую» аптеку аннулированием лицензии не запугать. Уже за каких-то 2—3 дня лимоны подскочили в цене на 10 гривен за килограмм, а чеснок — в 1,5 раза.

«Еще позавчера покупала лимоны по 10 гривен за килограмм, а у вас они уже стоят целых... 21,50. Почему так дорого продаете?» — спрашиваю у продавца. «Так в закупке же лимоны подорожали», — объясняют мне. (Быстро же сориентировался заморский поставщик цитрусовых...)

Обойдя еще несколько рядов, вижу интересного собеседника, этакого колоритного персонажа украинского базара. Не за покупками же пошла на рынок. Пани Надежда фамилию называть отказалась, но о своей торговле рассказывает охотно. Говорит, на базаре уже давно, поэтому хорошо знает все «рыночные» законы. Прошла, так сказать, всю карьерную лестницу. Теперь она частный предприниматель. И дети в бизнесе помогают. Вот, если бы удалось вам встретиться с главой нашего правительства, о каких бы рыночных «профессиональных» проблемах вы бы рассказали ей? — спрашиваю у женщины.

«Ох, деточка, ну какие же у нас проблемы?! Вот утром открыла свою торговую точку, разложила товар. И жду покупателя. Это мой хлеб», — рассказывает она. Вот услышала, что рыночный сбор отменяют, то не спешила радоваться. Знала, что придумают что-то вместо этого. Кто же будет отказываться от миллионных доходов, которые дают украинские базары. Но еще и тогда, когда денег государству не хватает. Поэтому со страхом ожидаю новостей, — комментирует инициативы правительства по отмене «рудимента и атавизма советской системы» пани Надежда.

На Троещинском рынке почему-то неохотно отвечали на мои вопросы. Но все же таки повезло выяснить, что проблем с криминогенной ситуацией здесь нет. Что же касается пожарной безопасности, то предприниматели считают ее удовлетворительной.

В посещениях столичных базаров меня, как рядового потребителя, поразил элемент стихийной торговли. Он, кажется, почти как вечный спутник, прописался на окраинах многих рынков, где можно из пробки пластиковой бутылки попробовать молока «из-под коровы» или купить домашнюю курочку.

К сожалению, санитарное состояние такой торговли оставляет желать лучшего. Но потребители голосуют кошельком — товар продается, поэтому есть предложение. «Вывезу на базар каких-то несколько литров молока, кусок сыра. Иногда курицу. На том и все. Ну что мне эту мелочь на экспертизу везти? — отмечает продавщица Галина. — А качество я вам гарантирую. Сами же дома эти продукты кушаем».

О каких наболевших проблемах готовилась рассказать премьеру региональная элита базаров Украины, узнавали собственные корреспонденты «Дня» в Одессе и Хмельницком.

Алла ДУБРОВИК «День»

«7-й километр» — скрипит, но терпит

В связи с кризисом торговля на одном из крупнейших в Украине промрынке «7-й километр» снизилась.

Как сообщил заместитель директора промрынка Анатолий Берладин, об убыточности деятельности свидетельствует арендная плата, которая в последние месяцы упала вдва раза.

— Работа предпринимателей зависит от курса доллара. Когда доллар поднимается, торговля падает, — говорит Анатолий Берладин. — Сегодня рынки как объекты малого предпринимательства несут серьезное налоговое бремя и нуждаются в помощи. А вместо этого нас пытаются нагрузить новыми налогами. Пример тому — недавнее постановление Кабмина, которое ограничивает рентабельность рынков двадцатью процентами. Если в прошлом году рентабельность составляла 39% и мы могли направить до 50 миллионов гривен в бюджет, то, если это постановление начнет работать, отчисления в бюджет упадут вдвое.

Вывески «Сдается» все чаще встречаются на контейнерах на главных улицах рынка. Отсутствие выручки здесь стало обычным делом. Если до кризиса максимальная цена за контейнер в центральном месте доходила до 150 тысяч долларов, и был спрос, то сейчас продать дороже 50 тысяч долларов торговое место практически невозможно.

«Если, как уверяют финансисты, к Новому году доллар будет стоить 15 гривен, рынок остановит работу полностью», — говорит хозяин контейнера Станислав Фомин.

На рынке закрылись многие точки общественного питания. «Ну что говорить, теперь даже кофе стал реже пить, экономлю. Шаурму можно купить только в нескольких местах, не то, что раньше. Страшно сказать, но с каждым днем ситуация все хуже и хуже», — говорит продавец брюк Степан Певцов. Колеблющийся курс доллара заставляет продавцов ежедневно пересчитывать цены на продукцию. Реализаторы всеми правдами и неправдами пытаются удержать заглянувшего в контейнер драгоценного прохожего, предлагая ему немалые скидки, а некоторые даже в награду за покупку преподносят небольшие бонусные подарки.

«Приходится делать скидки покупателям, лишь бы продать. Сейчас почти у половины торговцев не хватает денег, чтобы элементарно заплатить за аренду контейнера, поэтому точки сокращают. Мы ведь работаем с иностранными компаниями за доллары, а им все равно, что тут у нас происходит, плюс растаможка подорожала и перевозки», — жалуется продавщица косметики Алла. У многих и вовсе бывают дни без единой продажи. «Да кому сейчас нужны мои кошельки, когда людям нечего в них класть,— сетует продавец кожаных изделий Валентин. — Людям либо просто не до одежки, либо они покупают что-то дешевое и некачественное. Лишь бы денег на еду хватало».

Ветераны «7-го километра» ожидают пика кризиса после Нового года и допускают возможность того, что если курс доллара снова начнет расти, то на этот раз добрая половина продавцов уже точно останется без работы. «Когда доллар был 8 гривен, у нас уже шли такие разговоры. А вы представьте, если официально тут работает полторы тысячи, а неофициально — десятки тысяч. Куда им деваться?» — сокрушается предприниматель Юрий.

Говорят, с рынка стали уезжать граждане других стран. По крайней мере, чисто визуально их стало гораздо меньше.

«Пока я отсюда не ухожу, — говорит продавец курток китаец Ли Хуань. — Но многие мои земляки занялись другим бизнесом в Одессе. Домой возвращаться не буду — слишком дорого добираться».

Впрочем, о гибели «7-го километра» говорят последние 15 лет. И все это время рынок только увеличивается.

Богдан ДЫМОВСКИЙ, Одесса

В Хмельницком будут скучать по рыночным сборам

По словам начальника Хмельницкого городского управления торговли Валентины Москальчук, сфера торговли этого города остается доминирующей как на рынке труда, так и относительно привлечения частного капитала. Сегодня Хмельницкая толкучка состоит из 40 рынков, 35 из которых — вещевые, остальные — смешанного типа. Говорят, что в нашем городе практически нет ни одной семьи, в которой хотя бы кто-то не имел отношения к базару. И это не удивительно, ведь вещевой рынок — мощное предприятие, в котором задействована почти треть жителей областного центра. Но хотя владельцы киосков имеют неплохие доходы, остальная часть хмельнитчан, незадействованных на вещевом рынке, им не завидует. Ведь выстоять за прилавком и в дождь, и в снег, и в мороз, и в жару — испытание не из простых.

Еще одной проблемой хмельницкой толкучки является соседство с рекой Плоская. Когда идут обильные дожди, этот, на первый взгляд, скромный ручеек, набирает силу и выходит из берегов, затапливая при этом сотни киосков с товаром. Кроме воды, рынку страшен еще и огонь, ведь к некоторым торговым местам нет доступа пожарной технике, да и доступ к гидранту отсутствует. Недавний пожар в конце сентября нанес немалый ущерб. По заключению пожарников, причиной стало нарушение правил пожарной безопасности при выполнении сварочных работ. Тогда огонь уничтожил восемь киосков с товаром, а у некоторых владельцев там еще и хранилась выручка. Конечно, потери значительны, ведь предприниматели на рынке в основном не страхуют свой товар, поэтому и компенсации ждать неоткуда.

Между тем хмельницкий вещевой рынок всегда переживал трудности. Несмотря на кризис в стране, он приносит значительную прибыль в городской бюджет. Одним из основных источников наполнения городской сокровищницы является рыночный сбор, удельный вес которого в общем фонде бюджета составляет 11%. Начальник управления торговли Хмельницкого городского совета Валентина Москалюк отмечает, что это второй весомый источник доходов после налога с доходов физических лиц. Согласно последним подсчетам, в среднем на месяц рынки приносят в бюджет почти три миллиона гривен. В этом году город ожидает получить от рыночного сбора почти 36 миллионов гривен. И это высший показатель в Украине, в расчете на одного жителя он в шесть раз превышает общеукраинский.

Учитывая это, городской совет глубоко озабочен инициативой правительства отменить с 1 января 2010 года рыночный сбор с субъектов предпринимательской деятельности. Городской председатель Хмельницкого Сергей Мельник уже обратился к Кабмину и вице-президенту Ассоциации городов Украины пану Пицику с просьбой изучить ситуацию, поскольку убежден, что отмена рыночного сбора является необдуманным и поспешным шагом, так как не учтены и даже не заслушаны обоснования местных органов власти.

Как бы там ни было, а Валентина Москалюк уверена, что хмельницкая толкучка будет существовать, как минимум, десятилетие.

Юлия РОСТОЦКАЯ, Хмельницкий

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ