Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скамейка запасных

Государство хочет создать кадровую конкуренцию на своих предприятиях
17 марта, 2004 - 00:00


Фонд госимущества приступил к созданию кадрового резерва руководителей госпредприятий. Теперь на каждого главу правления компании, где доля государства превышает 50% акций (а таких предприятий у Фода больше 300), будет приходиться, как минимум, два потенциальных приемника. Причем их имена будут заранее известны общественности. Таким образом ФГИ хочет решить проблему сомнительных назначений, которые часто незаконно лоббируются промышленно-финансовыми группами. О деталях новой идеи «Дню» рассказал первый заместитель председателя ФГИ Евгений ГРИГОРЕНКО, отвечающий за формирование кадрового запаса.

— Евгений Николаевич, что стало толчком для такого решения?

— Если посмотреть на структуру менеджмента, который работает в государственном секторе экономики, то большинство директоров предприятий находятся в предпенсионном возрасте. Поэтому проблема замены этих людей и прихода на их место людей с полноценным представлением о рыночной экономике становится чрезвычайно актуальной. Кабинет Министров нам поручил создать действенный кадровый резерв руководителей. Я хочу сказать, что многие руководители и сегодня достойны занимать эти должности, и бояться, что их будет подпирать резерв, им не стоит. Но есть и немало руководителей, работой которых мы недовольны... По ряду предприятий мы не имеем ни одной достойной кандидатуры... Проходит два-три конкурса, а назначать некого. Конечно, речь идет о далеко не лучших предприятиях. А там, где они динамично развиваются, у нас отбоя нет от желающих их возглавить. Проблема только в том, как отбиться от тех кандидатур, которые навязываются группами по интересам. Такие кандидаты не всегда являются лучшими. И, если откровенно, самую большую проблему мы испытываем даже не в отборе кадров, а именно в противодействии таким интересам, проистекающим и из регионов, и из Верховной Рады. Давление, поверьте, очень сильное.

— Может ли государство создать для руководителей госпредприятий такие условия работы, чтобы им было невыгодно работать «налево» в интересах частных промышленно-финансовых групп?

— Безусловно, государство должно создать для руководителей предприятий альтернативные стимулы, которые бы стали противовесом стимулам теневым. В первую очередь нужно проанализировать финансовые потоки и изучить, куда уходят заработанные госпредприятиями средства. Если мы эти черные дыры перекроем, то у руководителей предприятий возникнет один вопрос: «Дайте мне часть этого потока в качестве вознаграждения». Нужно принять политическое решение о том, что директору госпредприятия следует платить аналогично тому, что платит бизнес. Тогда у него не будет смысла заниматься теневыми доходами. Эту проблему нужно решать на уровне высшего руководства государства. Директору нужно платить не 300 и не 500 долларов, а 5 — 10 тысяч, а может, и 150 тысяч долларов. Скажите сегодня публично, что директор , например, «Нефтегаза Украины» должен получать 100 тысяч долларов. Общество это вряд ли воспримет. Но я считаю, что его ответственность адекватна такой сумме. Если у нас общество не признает, что директор может получать такие большие деньги, значит мы обрекаем его на поиски способов, как получить недоплаченную ему сумму в теневом сегменте.



— Коснется ли идея кадрового резерва тех компаний, где решение вопроса о смене руководителя принимается на самом высоком государственном уровне?

— Приказ распространяется, прежде всего, на те акционерные общества, которые находятся в управлении Фонда госимущества. Но я знаю, что Кабинет Министров планирует распространить этот механизм и на крупные компании, которые находятся непосредственно в управлении правительства. Мы будем первыми в этой работе, а дальше, очевидно, это коснется и крупнейших государственных компаний.

— Новые руководители госпредприятий будут назначаться только из резерва?

— Хочется, чтобы так было. Но, к сожалению, идеальных схем нет. Поэтому я допускаю, что будут исключения, но чем их будет меньше, тем лучше.

— Согласно утвержденному ФГИ приказу, члены кадрового резерва смогут исполнять обязанности главы правления госкомпании, если действующий руководитель временно отсутствует. Не создаст ли это дополнительные риски для предприятий?

— Все будет зависеть от того, из какого состава будет формироваться кадровый резерв. Если там будут заместители председателя правления, то здесь как раз наиболее часто будет использоваться возможность проверить его в деле. Мы будем настаивать на том, чтобы, уходя в отпуск, руководитель оставлял вместо себя топ-менеджера из резерва. Естественно, если человек будет со стороны, то сделать это будет непросто. Но мы будем стараться использовать любую возможность, чтобы попробовать кандидата в деле. Ну а возможностей, думаю, будет немало. Конечно, так будет всегда, когда руководитель в длительной командировке, отпуске или болеет.

— Вам не кажется, что создание кадрового резерва создаст условия для «подсиживания» действующего руководителя его потенциальными преемниками?

— Я не считаю, что это плохая сама по себе ситуация. Если руководитель чувствует, что ему в спину дышит соперник, который по всем своим данным не уступает ему, это будет стимулировать его лучше работать. Так что ничего страшного нет в таком соревновании. Понимать, что есть люди, которые готовятся на твое место, я думаю, полезно для дела. Но подсиживания, недобросовестного отношения не должно быть.

— Согласно приказу, члены кадрового резерва могут принимать участие в разработке управленческих решений. Но ведь не все компании захотят открывать доступ к своей коммерческой информации со стороны.

— Часть этих людей будет входить в состав наблюдательных советов и иметь обязательства перед акционерами не разглашать закрытую информацию, с ними будут оформляться соответствующие договора о неразглашении коммерческой тайны. От людей, вошедших в резерв, будет требоваться четкое выполнение этого условия.

— Предложения для формирования кадрового резерва будут поступать от очень многих ведомств. Не опасаетесь ли вы конфликтов по этому поводу?

— Противостояние по этому поводу и сегодня есть. Просто мы этот процесс упорядочим и сделаем прозрачным. Пусть открыто конкурируют своими предложениями. А то сегодня ведь в последний момент, когда надо назначать директора, каждый старается протолкнуть свою кандидатуру. Откуда она взялась и что у нее за спиной, информации нет. Конечно, у министерства может быть своя кандидатура, у области — своя, но если они подпадают под общие критерии, в резерв включим обе. Проверим в деле, и когда придет время назначать, определим, кто лучший.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ