Скандал, связанный с приходом/уходом лоукост-перевозчика Ryanaіr в Украину, утихнет, по-видимому, еще не скоро. На днях под руководством премьера прошло совещание по вопросам развития авиасообщения и ведения переговорного процесса с лоу-кост-перевозчиками. На нем премьер-министр Украины Владимир Гройсман поставил довольно четкие задачи. Он высказался за развитие аэропорта «Гостомель», который сегодня выполняет лишь функцию базы для самолетов ГП «Антонов» и авиакомпании «Авиалинии Антонова», и превращения его в базовый аэропорт для лоукостов — в том числе ирландского Ryanair.
«Мы выступаем за единые правила (привлечения авиакомпаний), в том числе для лоукостов... нужна программа и новые правила привлечения авиаперевозчиков», — сказал глава правительства. Он подчеркнул, что путь привлечения авиакомпаний только в крупнейший в Украине международный аэропорт «Борисполь» понятен. Но, кроме него, столица, к примеру, имеет еще два аэропорта — «Киев» (Жуляны) и «Гостомель», и развивать эти авиагавани также необходимо. «Мы сейчас должны принять решение, которое позволит нам решить сразу много вопросов, среди которых отмена любых монополий в «Борисполе», привлечение новых авиаперевозчиков и снижение стоимости билетов для наших пассажиров», — сказал Гройсман.
На совещании было решено продолжить политику активного привлечения лоукостов в Украину — и не одной компании, а нескольких. А также проработать в качестве временного решения предоставление условий для лоукостов в аэропортах «Борисполь» или «Киев» сроком на один год, а за это время превратить аэропорт «Гостомель» в аэропорт для лоукост-перевозчиков. Кроме того, условием прихода лоукостов должно стать их вхождение в региональные аэропорты Украины. «Поэтому важнейшая задача — выработать решение по развитию региональных аэропортов», — указал премьер и подтвердил необходимость восстановления и завершения переговоров с Ryanair.
«Предварительное решение Ryanaіr относительно отказа выйти на рынок авиаперевозок Украины будет иметь негативные последствия для украинских граждан», — считает автор соответствующего исследования, директор программы «Инфраструктура» исследовательского центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер. В сложившейся ситуации, по его мнению, много дискуссионных вопросов. Эксперт однозначно отбрасывает различные конспирологические теории, поскольку Ryanaіr — не первый и не единственный лоукост в Украине. В то же время он отмечает, что требования Ryanaіr брать единый аэропортовый сбор с одного пассажира не больше $7,5 — это для аэропорта потенциальные убытки не менее $40 миллионов.
Эта цифра, по мнению эксперта, объясняется тем, что после того, как такой пункт появится в действующем договоре с одной компанией, точно такого же низкого сбора потребуют и остальные 53 компании, которых обслуживает «Борисполь». А первым такой же тариф запросит национальный перевозчик МАУ и такие компании, как British Airways и Lufthansa. «Они также, не сомневаюсь, потребуют таких же скидок, что приведет к значительным потерям авиационных доходов аэропорта, которые составляют 69% от его общих доходов». Шульмейстер сравнивает наибольший обещанный положительный эффект от Ryanair рост пассажиропотока на 150 тысяч человек, что может принести «Борисполю» до $4,5 миллиона.
«Поэтому во взаимодействии с лоукостами важную роль, — уверен эксперт, — играют также неавиационные виды деятельности и соответствующие доходы от аренды, розничной торговли, в том числе Duty Free, паркингов, упаковки багажа, кейтеринга, услуг бизнес-залов и т.д. Но доля этих неавиационных доходов «Борисполя» составляет лишь16%». «Фактически аэропорт теряет по условиям Ryanair, — делает вывод эксперт, — основной вид дохода (авиационный), и не имеет пока что реальных компенсаторов в виде неавиационных видов деятельности». Но главный вывод Шульмейстера состоит, впрочем, в том, что Мининфраструктуры — это, в первую очередь, регулятор, и он не должен вмешиваться в коммерческие отношения и переговоры между лоукостом и аэропортом.
Примерно с таких же позиций излагал ситуацию в небе над «Борисполем» и генеральный директор аэропорта Павел Рябикин. «Правительственная поддержка прихода Ryanair, — говорит он, — не увенчалась успехом, и правительство выходит из этих переговоров и дает возможность двум хозяйствующим субъектам договориться». «Я думаю, что рано или поздно мы договоримся, — уверен Рябикин. — Но есть и вторая плоскость во взаимоотношениях с Ryanair — политическая, это когда правительство принимает решение о создании нового (государственного) лоукоста и предоставляет ему какие-то льготы типа тех, которых добивается Ryanair, либо оно предоставляет такие льготы всем желающим». «Но в последнем случае мы будем иметь аэропорт, который сможет как-то поддерживать пассажирооборот, но не будет иметь достаточных средств для дальнейшего развития», — утверждает Рябикин.