Нынешний морозный февраль действительно соответствует своему украинскому названию. Тем не менее, этот месяц известен еще и тем, что после него обязательно начинается весна, когда нужно пахать и сеять и когда один день год питает и кормит. Словом, календарь заставляет правительство поворачиваться в сторону села. Другой вопрос, какой частью тела...
Конечно же, лицом, уверено правительство. И это действительно так, если судить по вбрасываемым чуть ли не ежедневно информационным поводам. Цитируем самые последние: правительство Украины намерено продолжить практику удешевления стоимости минудобрений для аграриев; Азаров (Николай Янович, премьер-министр Украины. — Авт.) хочет знать, когда Аграрный фонд начнет форвардные закупки зерна; правительство выделит на посевную 100 тыс. тонн дизтоплива и 60 тыс. тонн бензина по льготным ценам; предприятиям АПК будут удешевлять привлеченные в 2011 г. под максимум 21% годовых кредиты.
Это, так сказать, тактические решения. Их эффективность будет проверяться практикой хозяйствования. Но есть и стратегические наметки, о которых правительство говорит от имени всей страны, фактически не спрашивая ее согласия. Так, на прошлой неделе Азаров заявил, что Украина уже в мае собирается подписать в Минске договор о зоне свободной торговли между странами СНГ. А как же зона свободной торговли с Евросоюзом? Ее что, побоку?
Кроме того, по словам премьера, Украина заинтересована в создании общего аграрного рынка со странами СНГ. Выходит, прощай Европа — нас снова выводят на азиатские просторы…
А «мелким» постановлениям и добрым намерениям, как говорится, несть числа. Правительство в срочном порядке разбирается с повышением арендной платы за торговые места, с участившимися проверками на рынках, велит органам местной власти создавать на них «фермерские уголки», чтобы таким образам сбивать растущие цены на продовольственные товары.
Но на самом деле это лишь множит «потемкинские деревни». Доходит до того, что администрации рынков в добровольно-принудительном порядке ставит продавцам мяса и других сельхозпродуктов флажки-ценники. Мол, если вдруг на такой базар придет премьер-министр с женой или какая-нибудь инспекция, будут довольны: цены снизились. Не исключено, что вполне узнаваемому премьеру, в порядке исключения и одолжения, даже продадут по «флажковой» цене. Зато всех остальных покупателей это не коснется. «Мой товар — моя цена», — говорят продавцы и ссылаются на стоимость тех же рыночных мест, бензина и никуда не девшуюся коррупцию.
«Сдержать интенсивный рост цен на продукты питания в краткосрочной перспективе административным давлением вполне возможно», — сообщил «Дню» эксперт аналитического департамента X-Trade Brokers Ukraine Владимир Олексюк. Однако он отмечает, что этот рост, начиная с марта, может стать основным драйвером индекса потребительской инфляции, который по итогам года может составить 10,3—10,8%.
Понятно, что на ценообразование на внутреннем рынке Украины влияет ситуация в мире, констатирует эксперт. Стоимость продовольствия (хлеб, кондитерские изделия, молоко, сыр, масло, овощи, фрукты, сахар, безалкогольные напитки) в январе в среднем выросла на 1,3%. Всплеск инфляции провоцируется также удорожанием нефти. Но рост цен на нефтепродукты в Украине связан как с мировыми тенденциями, так и с увеличением налоговой нагрузки на импорт готовых нефтепродуктов и их производство в связи с вступлением в действие нового Налогового кодекса. Кроме того, отмечает Олексюк, правительство собирается ввести дополнительные пошлины (130—180 евро/тонна) на импорт готовых нефтепродуктов в Украину, что поддержит внутренних производителей и сделает не конкурентоспособным импортируемое топливо. Но в целом, из-за снижения конкуренции рынок, скорее, проиграет, а украинцы получат более высокие цены.
Аналогичную мысль высказывает глава парламентского комитета промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская. Она считает, что чрезмерное вмешательство государства и правительства мешает бизнесу. По ее мнению, «тенденция усиления роли правительств крайне опасна для стран, имеющих высокий уровень коррупции в экономической сфере». «В связи с этим, — говорила народный депутат в Давосе (Швейцария) на Международном экономическом форуме, — ужесточение государственного контроля не должно приводить к новому витку зарегулированности рынка». По ее мнению, увеличение вмешательства государства в экономику в большинстве случаев стало главным препятствием на пути развития бизнеса. Королевская цитирует одного из докладчиков форума, который отметил, что государства должно быть «ни много, ни мало». Его должно быть в экономике ровно столько, чтобы осуществлять поступательное развитие.
Но украинское правительство, скорее всего, золотая середина не привлекает. Очень много людей в Украине опасается его склонности к авторитарно-ручному управлению и привычки рубить с плеча. В частности, это имеет прямое отношение к намерениям правительства отменить мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины на своем 21-м съезде потребовала сохранить мораторий до принятия законов о государственном земельном кадастре, государственном земельном банке, рынке земель сельхозназначения, едином земельном сельскохозяйственном налоге. В случае игнорирования этих требований АФЗУ угрожает забастовками.
Неоднозначно встречен аграриями и законопроект«О государственной поддержке сельского хозяйства Украины (об особенностях осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования)», внесенный в парламент 2 февраля. Если этот документ войдет в силу, то экспортом продовольствия из Украины смогут заниматься только непосредственные производители и государственная структура, уполномоченная правительством. «Создание этого государственного агента в принципе означает создание супермонополии, что противоречит всему украинскому законодательству, начиная с Конституции и т. д.», — уверен руководящий партнер адвокатского объединения «Волков и партнеры» Алексей Волков. В частности, по его словам, названный законопроект противоречит закону «О внешнеэкономической деятельности», который запрещает устанавливать в любой форме государственную монополию на экспорт товаров. Как считает юрист, законопроект также нарушает закон о защите экономической конкуренции, запрещающий привилегии. Волков напоминает, что после того, как с рынка уберут посредников-зернотрейдеров, в стране «появится примерно 84 тысячи новых субъектов внешнеэкономической деятельности, которые никогда не занимались ни декларированием, ни оформлением, ни фрахтом. Это закончится только потерями».
Аналитики Института экономических исследований и политических консультаций и программы «Немецко-украинский аграрный диалог» отмечают, что цель правительства — государственная монополия на экспорт сельскохозяйственной продукции — не оправдывает средства. Они указывают, что экономическая теория и международный опыт свидетельствуют о том, что такие действия могут иметь разрушительные последствия для развития аграрного сектора страны. Реакция власти, отмечают ученые, может иметь положительный результат лишь в краткосрочной перспективе и способна усугубить проблему в будущем. Поскольку доказано, что ограничения экспорта не стимулируют развитие производства, понижают закупочные цены для производителей, а также способствуют оттоку инвестиций...
По мнению президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, любая монополия приводит к тому, что условия начинает диктовать ее создатель. «Это — метод загнать людей в узкое горлышко бутылки, это возможность диктовать цены», — подчеркивает один из авторитетнейших украинских специалистов в области сельского хозяйства.