Один из флагманов украинского судостроения, Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) начинает модернизацию. По словам генерального директора завода Ильи Горна, восстановить производственные мощности планируется по специально разработанной пятилетней программе, которая предусматривает привлечение $89 миллионов и позволяет многократно увеличить объем выпуска готовой продукции по сравнению с предыдущими годами — до 60 тысяч тонн.
Напомним, что последние четыре года вокруг завода ведутся постоянные дискуссии и борьба за право им владеть. Все началось с того, что в 2003 году Фонд госимущества продал 90,25% ЧСЗ за 119,3 миллиона гривен ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» (сегодня ОАО «Судмашпром»), собственниками которого частично выступали Игорь и Олег Чуркины. Вскоре после приватизации завода Фонд госимущества, по причине невыполнения новым собственником инвестиционных обязательств, предъявил судебный иск в отношении возвращения контрольного пакета акций в государственную собственность.
Однако украинская Фемида не спешила. Рассмотрение дела в различных инстанциях затянулось на годы. Но пока суды решали, в какую сторону лучше повернуть дело, мажоритарные собственники «Судмашпрома» сами разобрались и решили выйти из кризиса, дав добро на продажу акций ЧСЗ Херсонскому судостроительному заводу, который принадлежит известному предпринимателю Вадиму Новинскому. Как следствие, в августе прошлого года на ЧСЗ сменился гендиректор, которым стал восстановленный на этой должности по решению одного из херсонских судов, Александр Сагайдаков. Тогда, в первый свой рабочий день, он появился в сопровождении судебных исполнителей, которые обеспечивали выполнение упомянутого судебного решения.
Впоследствии новое руководство провело собрание акционеров, следствием которого стала смена состава наблюдательного совета ЧСЗ, а также освобождение от обязанностей председателя НС одного из бывших заводовладельцев миноритарного акционера бизнесмена Игоря Чуркина. В октябре 2007 года Сагайдакова на очередном собрании акционеров освободили с должности гендиректора, а назначили Илью Горна.
«После подписания договора купли-продажи (в 2003 году. — Авт. ) на предприятии работало почти пять тысяч человек. На первое августа 2007 года после смены руководства завода осталось 172 работника. Кредиторская задолженность превысила миллиард, заработная плата с 2001 года не выплачена, не погашены платежи в Пенсионный фонд...» — говорит новый председатель наблюдательного совета ЧСЗ Владимир Мовчан.
На восстановление мощностей завода только в этом году планируют выделить $9,2 миллиона. «Сейчас мы пытаемся восстановить контрактную базу завода и уже подписали договор с нидерландской Damen Shipyards Bergum на строительство контейнеровозов и норвежской Kleven Maritime на строительство кораблепоставщиков и якоревкладчиков», — говорит Горн, детализируя планы завода на ближайшее время. Он признается, что восстановить потерянные мощности будет нелегко.
Но эксперты «Дня» настроены оптимистичнее. Так, вице- президент Ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий уверен, что с нелегкой задачей судостроительный флагман справится непременно: «Эти финиши не просто реальные, они просто суперреальные. На самом деле и они скромные по отношению к тому, что можно было бы реально сделать».
Главным сдерживающим фактором для мощного рывка предприятия, по мнению Лисицкого, выступает проблема квалифицированных рабочих кадров. С этим согласен и менеджмент завода. Для улучшения ситуации здесь изучают возможности высших и средних учебных заведений Николаева и других городов, где есть опыт подготовки корабелов.
В то же время на предприятии ищут надежных партнеров для производственного сотрудничества. «Наиболее целесообразно объединяться с российским капиталом. Честно говоря, если бы наша исполнительная власть проводила более осмысленную политику в вопросах морской индустрии, то тогда вместе можно восстановить морскую мощь страны, — говорит Лисицкий и добавляет, — возможно, для этого следует создать специальный орган, который будет координировать усилия. Потому что у россиян судостроительные дела тоже не очень. Они военные корабли строят, потому что государственная поддержка там неплохая, а с торговым флотом не спешат». Морякам, желая удачного плавания, желают «пять футов под килем». Корабелам же, по-видимому, нужны миллионы долларов и понимание со стороны государства.