В разгар лета, когда, казалось бы, о проблемах энергетики можно забыть, в Украине в очередной раз с тревогой заговорили о ситуации на рынке электроэнергии. И главе Минэнергоугля Игорю Насалику пришлось срочно успокаивать взволнованных граждан. «Ни блэк-аута, ни «все пропало» не произойдет, — кивал в понедельник (почему-то в довольно развязном тоне) на «попередников» Насалик на своей странице в Facebook. — Наследие оставили непростое, но два месяца мы работаем, а не сопли жуем. Поэтому на сегодняшний день у нас не минус 2000 мегаватт (как прогнозировали еще в начале летнего периода), а плюс 2200, газомазутные блоки не запускали и в ежегодной помощи от РФ не нуждаемся». Между тем в Москве в понедельник подтвердили «Интерфаксу» факт обращения Украины по поводу импорта электроэнергии. «Запрос (на поставки) поступил на прошлой неделе», — сказал глава Минэнерго Александр Новак. «На этой неделе обращений не было», — добавил он.
КОНДИШЕН, ТЫ ВИНОВАТ
Насалик оправдывался, скорее всего, не от хорошей жизни. В пятницу информагентства со ссылкой на источник сообщили, что Украина в этот день, 24 июня, получила из Российской Федерации 600 МВт электрической мощности в рамках соглашения о технической помощи из-за возникшего в энергосистеме страны дефицита. Сообщалось также о том, что накануне было принято решение о запуске газомазутных блоков на Трипольской и Запорожской ТЭС, дополнительной нагрузке на киевских ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. Это связывалось с тем, что потребление электроэнергии в энергосистеме Украины возросло из-за высоких температур и массового включения кондиционеров. А на ряде блоков АЭС продолжается ремонтная компания, работа Южно-Украинской АЭС ограничена из-за недостатка охлаждающих мощностей. При этом, по данным главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, с 1 июня прекратились поставки угля антрацитной группы из оккупированных районов Донбасса.
Как сообщило агентство REUTERS, запасы угля антрацитных марок на складах украинских теплоэлектростанций на прошлой неделе сократились на 26,3% (с 550,5 тысячи до 405,4 тысячи тонн). Госкомпания «Укрэнерго» информировала, что в целом запасы угля на складах ТЭС за неделю уменьшились на 8,3% (с 1,6 миллиона до 1,48 миллиона тонн). Соответствующая тенденция, по данным компании, проявилась еще в середине мая, когда ТЭС имели больше 2 миллионов тонн, из которых лишь около 870 тысяч тонн приходилось на антрацит.
ДАМ (ФОРМУЛА) ИЗ РОТТЕРДАМА
Напомним, в минувшем году Украина импортировала антрацит для ТЭС из Южно-Африканской Республики. Теперь Минэнергоугля заявило, что в будущем отопительном сезоне этого не будет. А регулятор энергетики — НКРЭКУ — внесла в ситуацию на подведомственном рынке, как говорится, свои пять копеек. Комиссия ввела так называемое биржевое формирование цен на уголь отечественного производства. И цена нашего топлива, по предложенной комиссией формуле, должна теперь почему-то рассчитываться, исходя из его стоимости на бирже Роттердама плюс стоимость доставки его оттуда в Украину. Между тем, в экспертном сообществе эта формула не нашла понимания, поскольку таким образом цены на уголь необоснованно и несправедливо завышаются, из-за чего может встать вопрос дополнительного повышения цен на электроэнергию для промышленности и населения.
В число критиков или, по крайней мере, сомневающихся в роттердамской формуле попал и премьер-министр Владимир Гройсман. Во время заседания правительства в минувшую пятницу (24 июня) он поручил Минэнергоугля при участии НКРЭКУ проверить ее целесообразность и найти выход из этой ситуации. «Сделать это нужно срочно, даю одну неделю на то, чтобы внести предложения, которые рассмотрят и Президент и правительство, чтобы урегулировать эту проблему», — поставил задачу премьер и сообщил, что обсуждал этот вопрос с президентом. «Президент также обеспокоен этим вопросом», — подкрепил Гройсман свое поручение ссылкой на мнение Петра Порошенко.
Но регулятор на этот раз и, похоже, не к месту и не вовремя продемонстрировал свою независимость, что, как говорится, было бы достойно лучшего применения. Уже на следующий день — 25 июня — он повысил с 1 июля оптово-рыночную цену электроэнергии для промышленности до 1,358 гривень. Об этом на своей странице в Facebook в подробностях сообщил бывший член НКРЭКУ Андрей Герус. «После введения роттердамской формулы определения оптово-рыночной цены (ОРЦ), она возросла: с 1 мая с 1,178 грн до 1,237грн. (+ 5%), с 1 июля — до 1,28 грн., с 1 октября — до 1,319 грн. То есть суммарно +12%. Это означало ожидаемый рост тарифа для промышленности около 15%, — напоминает он и продолжает: — Сегодня комиссия пересмотрела свое решение и еще дополнительно подняла ОРЦ. Теперь: с 1 июля — 1,358 грн, с 1 октября — 1,490 грн. То есть суммарно +26% к апрельской ОРЦ, которая уже тогда была на 20%-30% выше европейских цен». «Это означает, что рост для промышленности будет не 15%, а, пожалуй, все 30%», — уточняет Герус. По данным экспертов, пишет «Економічна правда», цена угля по формуле Роттердам + составляет 63 доллара за тонну, в то время как цена за тонну угля без формулы — 44,2 доллара. Кроме того, НКРЭКУ призвала Минэнергоугля ввести еще и рентную плату за добычу угля.
ДОЛГИ НАШИ ТОТАЛЬНЫЕ
Характерно, что все это делается в условиях тотального долгового кризиса в электроэнергетике. «На сегодняшний день мы имеем общую задолженность на энергорынке почти 30 миллиардов гривень. Это те предприятия, которые генерировали, поставляли, транспортировали и потребляли электроэнергию», — рассказал журналистам первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский. Он также особо отметил высокий уровень долгов перед НАЭК «Энергоатомом». По его словам, из 30 миллиардов 14 миллионов гривень — долг перед этой госкомпанией.
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что Украина снова на пороге энергетического «блэк-аута». В комментарии, присланном «Дню», он сообщает, что дефицит в энергосистеме Украины приближается к 2000 МВт. Учитывая продолжительные выходные дни 25-28 июня в связи с Днем Конституции Украины, по мнению эксперта, можно ожидать дальнейшего роста дефицита электроэнергии, что может привести к проблемам с поставками электроэнергии, веерным отключениям и авариям на сетях. «Причиной ежегодных (с 2014 г.) и, к сожалению, уже стандартных для летнего времени проблем с производством электроэнергии является дефицит угля», — делает вывод Ковальчук.
ВЛАСТЬ НЕ ДЕЛАЕТ ВЫВОДОВ, И БЛЭК-АУТ ДЫШИТ В СПИНУ
По его мнению, к стремительному сокращению запасов угля на складах ТЭC привело прекращение поставок угля с неконтролируемых территорий Донбасса. Как и в прошлом году, буквально на несколько дней или максимум на 2 недели остается угля на Криворожской, Луганской, Приднепровской и Славянской электростанциях». «Повторение прошлогодней ситуации свидетельствует о том, что власть не делает выводов, — констатирует эксперт. По его мнению, положение в угольной отрасли, как и в целом в электроэнергетике — это движение «по течению». Еще месяц такой «работы», и Украина официально снова будет вынуждена импортировать электроэнергию из России. По данным Ковальчука, в норме максимальный объем перетока электроэнергии из России достигает 1000 МВт. Фактически это означает, что Украина уже импортирует электроэнергию из России, но и дальше скромно называет это перетоком.
«Чтобы как-то улучшить ситуацию, ТЭС Украины начали сжигать дорогой газ, — рассказывает Ковальчук. — Было принято решение включить в работу газовые теплоэлектроцентрали в Харькове и газомазутные блоки на Трипольской и Запорожской ТЭС. Ничем не могут помочь и повлиять на ситуацию АЭС, которые сокращают производство электроэнергии. Очередной энергетический кризис показал, констатирует эксперт, что АЭС не способны функционировать в режиме маневрирования.
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ОСТАВЛЯЕТ ЛИШЬ МЕСЯЦ
Ковальчук напоминает, что в августе 2015 года Украина оказалась в шаге от частичного блэк-аута. Сейчас блэк-аут, по его словам, также дышит в спину. «При пессимистическом сценарии у власти всего лишь один месяц для того, чтобы наладить поставки импортного угля, возобновить поставки антрацита с неконтролируемых территорий Донбасса и наконец-то перейти от слов к делу — начать реформу угольной отрасли», — отмечает эксперт.
Один из крупнейших специалистов украинской энергетики в частном разговоре с «Днем» согласился с Ковальчуком и даже сказал, что блэк-аут приближается с каждым месяцем, неделей, днем и даже часом. Но его причина, по мнению заслуженного энергетика, в другом — в изношенности всех видов оборудования, от трансформаторов и распределительных устройств до выключателей и предохранителей различных типов на электросетях. Он прогнозирует Украине соответствующие неприятности уже этой зимой.
В этой дискуссии экс-министр энергетики, президент Энергетической ассамблеи Украины Иван Плачков поддержал действующего министра. В разговоре с «Днем» он сказал: «Министр должен так говорить, все министры будут так говорить». «А на самом деле как?», — настаивал «День». «Ситуация сложная, — нехотя проронил он, — блэк-аута можно избежать и, я думаю, нам хватит ума, чтобы в ближайшее время начать заниматься углем, газом, я думаю, что мы еще успеем. А нет, будем покупать электроэнергию в России, чего нельзя допускать. Но министр же не признает, что такое может быть и что он допустит это. А угля на складах уже 1200 тысяч тонн, газа в хранилищах — 9 миллиардов кубометров — перспектив нет. Так что ограничения потребителей могут быть очень глубокие. Сначала отключат заводы, потом дойдет до сел. И так все больше и больше. Мы это уже проходили. Недавно, на той неделе, даже в Киеве был маленький блэк-аут, когда сгорело 15 трансформаторов и в двух тысячах домов были перепады напряжения и очень много неприятностей. В столице дефицит был примерно тысячу мегаватт.