Украинский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) впервые за последние годы демонстрирует прибыль. В I полугодии 2013 года чистая прибыль «Укроборонпрома» (управляет 130 из 162 предприятий ОПК Украины) составила 410 миллионов гривен, тогда как за аналогичный период 2012 года были зафиксированы убытки в размере 97,6 миллионов гривен. Как подчеркнул гендиректор госконцерна Сергей Громов, позитивную экономическую динамику продемонстрировали даже глубоко убыточные предприятия концерна. Наибольший рост прибыльности — у предприятий судостроения (с 35 миллионов гривен в I полугодии прошлого года до 221 миллиона гривен за тот же период нынешнего), авиационной промышленности (с 80 миллионов гривен до 143 миллионов гривен) и спецэкспортеров (с 44 миллионов до 64 миллионов гривен).
В известной мере показать успех предприятия ОПК смогли благодаря списанию почти двух миллиардов гривен безнадежных долгов. И теперь эта сумма не фигурирует в цифрах убытков. Напомним, соответствующий законопроект Президент Украины подписал в конце прошлого года.
В настоящее время большие надежды возлагаются на другой законопроект, который Виктор Янукович подписал недавно — «О предоставлении государственных гарантий «Укроборонпрому». Согласно этому документу, государственному концерну предоставят государственные гарантии для обеспечения выполнения всех взятых на себя обязательств. В концерне сообщили, что это позволит привлечь кредиты для выполнения заключенных внешнеэкономических контрактов. Необходимость привлечения кредитного финансирования для выполнения международных контрактов, в частности по производству бронетехники, объясняли длительным циклом производства, который нуждается в финансировании до 90% себестоимости готовой продукции, а существующего залогового имущества государственных предприятий недостаточно. Кредиты также направят на погашение задолженности по заработной плате. По информации министра соцполитики Натальи Королевской, предприятия «Укроборонпрома» имеют самую большую задолженность по выплате зарплат — 170 миллионов гривен.
Основной проблемой предприятий ОПК остается недостаточный заказ со стороны государства и низкий уровень его финансирования, поэтому придется ориентироваться на экспорт. А между тем, как отмечают эксперты, из всей продукции, проданной за рубеж, 80% — вооружение, которое было произведено еще в советское время!
Хотя Украина имеет конкурентоспособные новейшие разработки. Например, тайская армия в скором времени получит 21 украинский бронетранспортер, в том числе 6 ракетных БТР-3РК последней модификации, которые специалисты называют «киллерами танков». Харьковское КБ машиностроения им. Морозова разработало его для борьбы с большими группировками танков и другой бронетехники. И если на обычном БТР-3Е1 всего две ракеты, то на 3РК — 16 ракет, способных в любое время суток поразить цели на расстоянии 5 км.
«Основной проблемой предприятий ОПК остается недостаточный заказ со стороны государства и низкий уровень его финансирования, поэтому придется ориентироваться на экспорт»
Другой разработчик, КБ «Луч», собирается уже в следующем году вывести на рынок противотанковый ракетный комплекс «Корсар», который превосходит комплексы ведущих мировых производителей. Управляемая ракета ПТРК способна пробить любой вид и тип брони на расстоянии до 2,5 км. Как отмечают разработчики, если американские и израильские комплексы не рассчитаны на работу ниже – 20оC, то украинский может применяться при температуре от – 40 до + 60оC. Будет стоить «Корсар» втрое дешевле зарубежных аналогов (около $130 тыс.), а ракеты — в четыре раза ($20 тыс.).
То есть похвастаться Украине в плане продукции есть чем. Главная задача — искать новые рынки. Так, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что перспективным рынком является Латинская Америка. «Теперь основными покупателями украинской военной техники и вооружения являются страны Юго-Восточной Азии и Центральной Африки, есть успехи на рынке СНГ. Но экспортные возможности в освоенных регионах приближаются к потолку. Теперь нужно сконцентрировать усилия на очень перспективном рынке Латинской Америки. На него уже периодически заходят компании «Антонов» и «Мотор Сич», но если серьезно пролоббировать, то могут быть и более масштабные проекты», — сказал эксперт.
Одним из таких масштабных проектов может стать строительство военного корабля для Бразилии. Недавно делегация бразильских ВМС посетила госпредприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» и «Судостроительный завод им. 61 коммунара», пообщалась с руководителями ГП ХГЗ «Паллада» и ГП «НПКГ «Зоря» — «Машпроект». Бразильцы выразили заинтересованность в налаживании сотрудничества. В частности, предложили привлечь ГПЦК к разработке проекта корвета, который стартует в Бразилии.
В странах Латинской Америки уже эксплуатируются украинские самолеты Ан, и это открывает перспективу не только для их модернизации, но и замены новыми. Есть и другие направления для работы. Однако, как отмечает Валентин Бадрак, продвижению отечественной продукции на эти рынки мешает ее отсутствие в собственной армии. «Далеко не все новинки попадают в собственные войска из-за отсутствия достаточных средств в госбюджете, а к технологиям, которые продвигают на экспорт, но не пользуются сами, заграничные покупатели относятся с опасением», — объясняет директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения.
Негативно сказаться на репутации отечественной техники может и ситуация с поставками в Ирак бронетранспортеров. Судно с ними уже три месяца стоит в Персидском заливе из-за нежелания иракской стороны принять заказ: доставленная в иракский порт Умм-Каср бронетехника оказалась бракованной — с трещинами в корпусах. Есть информация, что на Ближний Восток хотят отправить специалистов завода им. Малышева, чтобы устранить брак на месте, после чего появится шанс на то, что заказчик примет бронетранспортеры хотя бы со значительной скидкой. Претензии к украинской стороне относительно качества бронетранспортеров Ирак выдвигает уже не в первый раз. К тому же, срываются сроки контракта: 420 единиц БТР-4 должны были прибыть в Ирак еще до марта прошлого года, но с 2010 года Украина поставила их только около сотни.
Впрочем, ранее редактор журнала «Экспорт оружия и оборонно-промышленный комплекс Украины» Сергей Згурец отметил, что в Ираке «начинаются определенные закулисные телодвижения, связанные с борьбой разных группировок за финансовый поток, — особенно в процессе раздела денег военного ведомства». Так он отреагировал на заявление иракского депутата, представителя комиссии по вопросам безопасности и обороны Шивана Мухаммеда Тахи о том, что украинская сторона передает «очень старые, ржавые машины, непригодные к эксплуатации». «Контракт с Ираком предусматривал поставку новых бронетранспортеров нового типа, которые Украина сама разработала, и которые серийно производятся на заводе Малышева. Это принципиально новая машина, которая никоим образом не может быть старой и ржавой», — объяснил эксперт. По его мнению, для Украины важно выполнить контракт и не дать себя опозорить, иначе этим немедленно воспользуются конкуренты. Хотя, как отметил эксперт, обязательства, которые она взяла на себя, были избыточны: даже немцы и швейцарцы, у которых подобные машины являются серийными, не могут на практике сделать 400 новых БТР за полтора года.