Умные автомобили или, как их еще называют — смартфоны на колесах, уже не являются новинкой для украинцев. За последний год их количество в Украине возросло почти в пять раз — до 568 электрокаров из 115 зарегистрированных в 2014 году. Мировой рынок автомобилей сегодня составляет почти миллиард штук и только один миллион — это авто, которые могут работать на зарядной батарее.
«Мы все нуждаемся в иной философии передвижения. Американцы могут говорить об экологическом мышлении. Мы же заинтересованы в выходе из кризиса и экономии. Для нас электромобиль — это не только новый концепт. Для нас — это даже способ выживания», — говорит соучредитель компании ElectroCars Александр Кравцов.
Как писал «День» ранее, его команда летом приняла участие в марафоне «Киев — Монте-Карло» и была одной из восьми, кто добрался до пункта назначения. «Мы понимаем, что электромобили станут массовыми, когда они будут стоить менее 25 тысяч долларов и с пробегом на одном аккумуляторе более 150 миль», — говорит Александр Кравцов.
Он рассказывает, что Украина достаточно продвинулась в улучшении условий для покупки украинцами электрокаров. Например, с 1 января нынешнего года вступил в силу закон, согласно которому устанавливаются нулевые ставки ввозной пошлины на транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями. Также, что немаловажно, в Украине в 50 раз стало больше станций для подзарядки. Если в 2014-м их было всего две, то теперь подзарядить электрокар можно в 110 точках почти по всей территории страны.
А, например, в Киеве горсовет уже принял правки к концепции «Программы развития единого парковочного пространства в Киеве до 2020 года». Предполагается, что владельцы электрокаров смогут бесплатно парковать свои авто на площадках столицы и заряжаться на городских парковках, а 5% паркомест должны быть оборудованы зарядной инфраструктурой для электрокаров.
Впрочем, этого пока недостаточно, чтобы пересадить украинцев на авто с электрическими двигателями. Именно поэтому во вторник в столичном креативном пространстве «Часопис» соучредитель компании ElectroCars поделился своими идеями о том, как можно стимулировать украинцев покупать электрокары и при этом заработать.
Первая идея — такси и пассажирские перевозки. Для сравнения: если автомобиль с двигателем внутреннего сгорания нуждается в заправке в год на 30 тысяч гривен, то электрокар — всего на 2 тысячи гривен. Таким образом водитель авто с электрическим двигателем сможет уменьшить стоимость перевозки и стать более конкурентным на рынке.
Вторая идея — корпоративные автопарки с пунктами подзарядки. «В случае установления зарядной станции в бизнес-потребности это должно быть вплетено в бизнес. Например, ею могут воспользоваться люди, посещающие ваш спортзал или торговый центр», — говорит Кравцов. Он добавляет, что в этом году Tesla планирует установить в Украине два суперчарджера — мощные зарядные устройства, которые в несколько раз сокращают время наполнения аккумулятора авто энергией. Вместе с тем, над созданием суперчарджера уже работают отечественные разработчики. По словам Александра Кравцова, свое устройство они презентуют уже до конца этого года.
Еще одна идея — электромобили можно использовать в службе доставки. Несмотря на то, что у этих автомобилей будет значительный проезд, нужно будет только спланировать план подзарядки для курсирования по городу.
Также зарядные станции могут устанавливать как АЗС, так и украинцы у себя во дворе. Как рассказывает соучредитель компании ElectroCars, в Украине подпитать аккумулятор автомобиля уже можно на одной из заправочных станций официального импортера Mitsubishi Motors ТД НИКО в Киеве, заплатив 5 гривен за 1 кВт. Кстати, домашнее зарядное устройство уже давно обустроено у дома Александра Кравцова. А все пункты подзарядки уже можно посмотреть в режиме онлайн на сайте сообщества ElectroCars.
«Геометрическая прогрессия — серьезная вещь. Если вначале мы имеем 50 электромобилей, потом 500, то потом уже 2—3 тысячи. И 2050 год — это время тотального господства электромобилей, если инноваторы, такие как Илон Маск, не подбросят нам еще новые варианты передачи энергии... Ведь коэффициент полезного действия электрических двигателей — 95%, бензина — 30%», — подытоживает Александр Кравцов. Он добавляет, что в Европейском Союзе уже принят документ, согласно которому в 2050 году на дорогах Европы будут запрещены частные транспорты с двигателем внутреннего сгорания. «Это та цель, к которой идут европейцы, чтобы сократить выбросы СО2 и не использовать нефть, которая закончится через 50 лет», — говорит соучредитель компании ElectroCars.