Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сопротивляющаяся монополия

Почему задерживается реформирование оптового электрорынка
21 мая, 2008 - 19:13

Последние несколько месяцев граждане Украины не без интереса наблюдают за попытками премьер-министра Юлии Тимошенко выполнить свои предвыборные обещания. Одной из главных ее предвыборных «фишек» было намерение вернуть в госсобственность ОАО «Днепроэнерго». И в этом деле, в отличие от возврата людям их пропавших вкладов в Сбербанке бывшего СССР, чему якобы мешает коварный глава президентской канцелярии, процесс также идет «ни шатко — ни валко».

Конечно, Окружной административный суд Киева признал незаконным решение собрания акционеров «Днепроэнерго», которое разрешило допэмиссию, в результате чего государство потеряло значительную часть акций этой компании. Более того, новый Кабмин 21 марта созвал собрание акционеров, на котором подтвердилась принадлежность государству 76%+1 акция «Днепрэнерго». Через полтора месяца правительство отменило постановление Кабмина во главе с Виктором Януковичем, которым «Энергетической компании Украины» предписывалось голосовать за дополнительную эмиссию акций ОАО «Днепрэнерго». Какие могут быть претензии? Казалось бы, на бездеятельность не похоже. Но почему все эти усилия делаются столь неспешно, с большими паузами и без всякого энтузиазма? Несмотря на все названные позитивные решения, госкомпания «Днепроэнерго» до сих пор под оперативным управлением менеджеров «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК), подконтрольной Ринату Ахметову. Михаил Михайлов, избранный на собрании 21 марта руководителем «Днепроэнерго», хотя и представляет государство, но так и не имеет физического доступа к управлению «Днепрэнерго». Такое впечатление, что государственный аппарат просто бессилен против отдельно взятого гражданина Украины. Между тем он не только продолжает получать от государственной компании дешевую электроэнергию для своих многочисленных предприятий, но и является большим тормозом в деле реформирования отрасли. В этой связи весьма показательным является фактическое блокирование Ахметовым работы Совета оптового рынка электроэнергии.

Совет ОРЭ состоит из десяти так называемых «голосующих директоров», представляющих интересы производителей электроэнергии и поставщиков. В начале прошлого года, еще при Юрии Бойко во главе Минтопэнерго, Совет почти полностью сменил свой состав, причем половина стала ориентироваться на Ахметова. К его голосу внимательно прислушиваются представители ООО «Востокэнерго» Геннадий Туранов и ООО «Сервис-Инвест» Борис Лисовой (обе компании входят в ДТЭК), а также руководители де- юре государственных компаний — замгендиректора «Киевэнерго» Дмитрий Усатюк, президент «Укринтерэнерго» Николай Пашкевич и глава «Днепроблэнерго» Эдуард Соколовский (назначались по квоте ДТЭК).

Новый министр Юрий Продан четыре месяца бьется над тем, чтобы изменить расстановку сил в Совете. Но все пять его попыток провести голосование и поставить своих людей сводит на нет представитель энергоснабжающей компании «Сервис-Инвест» Борис Лисовой. Имея доверенность голосовать еще и от имени «Днепроблэнерго», он просто срывает кворум. Сразу вспоминается 2000 год, когда на собрание членов ОРЭ явилась группа топ-менеджеров энергоснабжающих компаний и помешала провести его. Сегодня Ринат Ахметов получает двойную выгоду. Во-первых, он не дает Ю.Тимошенко решать стратегически важные вопросы. Например, недавно правительство поручило Совету энергорынка одобрить выделение кредита в размере 50 млн. гривен двум государственным энергогенерирующим компаниям, за счет чего планировалось частично погасить задолженность теплоэнергостанций за потребленный ранее уголь. Благодаря усилиям донецкого олигарха, Юлия Владимировна не имеет возможности набрать дополнительные баллы в свою рейтинговую копилку.

Кроме того, из-за недееспособности Совета ОРЭ невозможно изменить правила работы на рынке электроэнергетики, поскольку любые позитивные перемены бьют по интересам Рината Леонидовича. В 2005—2006 годах, тогдашний замглавы Минтопэнерго Юрий Продан полностью контролировал Совет, и он внес ряд существенных поправок в правила работы энергорынка. Существенным было изменение Временного порядка учета объемов накопления угля газовой группы теплоэнергостанциями на осенне-зимний период 2005— 2006 годов. В результате госпредприятие «Энергорынок» стало закупать электроэнергию в первую очередь у ТЭС, энергоблоки которых работают на углях антрацитовой группы. Поэтому «Востокэнерго», производящее энергию за счет сжигания углей газовой группы , понесло убытки.

Правда, Ахметов вскоре компенсировал их — в 2007 году Совет ОРЭ разрешил ГП «Энергорынок» оформить кредиты в Сбербанке (под гарантии счетов генерирующих компаний) для тепловой генерации на 1,5 миллиарда гривен. Около трети этой суммы пошла на «Востокэнерго», хотя все банковские проценты по оформленным займам госпредприятие «Энергорынок» платит за свой (то есть, государственный) счет.

Но главная проблема — не только в финансовых потерях государства. Из-за блокирования работы Совета ОРЭ на неопределенный срок задержан переход от давно устаревшей модели «единого покупателя» к рынку двухсторонних договоров на поставку электроэнергии, который планировали осуществить в 2008 году. Такая модель позволила бы участникам устанавливать объемы и цены вместе со снижением рисков работы генерирующих электроэнергию объектов. Рынок двухсторонних контрактов на электроэнергию является более прозрачным, обеспечивая уверенность потребителя в справедливых ценах и осложняя возможность отдельных производителей устанавливать выгодную только им цену для рынка в целом.

Компании донецкого олигарха в таких условиях работать не могут. Им не привыкать к административному вмешательству и централизованному рынку, который, к тому же, резко снижает инвестиционную привлекательность отрасли. Таким образом, частные интересы препятствуют реформированию украинского рынка электроэнергии, а также модернизации энергогенерирующих предприятий. В контексте недавнего вступления в ВТО и жесткой конкуренции на мировом рынке, такая позиция — это прямая угроза национальной безопасности страны.

Сайт Оligarh.net
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ