Общественность Днепропетровщины обеспокоена перспективой добычи сланцевого газа на территории своей области. Ученые и экологи утверждают, что в результате может возникнуть серьезная угроза окружающей среде и природным ресурсам Днепровско-Донецкой впадины, которая считается перспективным регионом для газодобычи. «При добыче сланцевого газа требуется огромное количество воды. Компании, которые планируют заниматься газодобычей, собираются ее брать из глубинных и поверхностных вод. Эта вода должна проходить специальную обработку, и фактически после нее она перестает быть питьевой», — утверждает заведующая кафедрой эксплуатации гидромелиоративных систем и технологии строительства Днепропетровского агроуниверситета Ольга ОРЛИНСКАЯ. Основной вопрос, который волнует ее как специалиста, заключается в том, где будут находиться резервуары для воды, которую собираются использовать для гидроудара по газоносным слоям. «Нам объясняют, что вода будет очищаться и использоваться снова, но резервуары для этого должны быть очень большими и занимать большие площади. Если ориентироваться на зарубежный опыт, — это несколько миллионов кубометров воды», — поясняет ученая. В таких целях, как правило, используют природные балки и овраги, превращая их в открытые резервуары-водохранилища. По словам профессора Орлинской, печальные примеры подобного рода в Украине и, в частности, на Днепропетровщине уже имеются. «В окрестностях Кривого Рога находится балка Свистунова, — рассказывает она. — В свое время балку заполнили высокоминерализованными шахтными водами — целых 12 млн кубометров. А потом была авария, и вода просочилась вниз. В течение пяти-шести лет она распространилась в ареале 50 километров от источника загрязнения». Беда в том, говорит профессор, что к воде, предназначенной для нанесения гидроудара, добавляют пять сотен реактивов, которые могут попасть в водоносные горизонты с питьевой водой. Орлинская обращает внимание на то, что подземные воды — это невосполнимый стратегический запас Украины, который никак не стоит менять на сомнительные и мимолетные выгоды от добычи сланцевого газа. Пусть даже и во имя энергетической безопасности страны.
Не менее категоричен в своих оценках и доктор геологических наук, профессор кафедры экологии Днепродзержинского государственного технического университета Дмитрий ПИКАРЕНЯ. Он считает, что в Днепропетровской области сланцевый газ могут добывать только на левобережье Днепра. Геологическая основа тех мест — довольно мягкая почва, уплотненный песчаник, где применять технологию гидроудара не совсем безопасно. Для того, чтобы извлечь газ, необходимо провести разрыв пластов, поясняет он. Но в песчанике вода в результате гидроудара пойдет в породу, и проконтролировать последствия этого процесса невозможно. «Кроме того, что будет проходить смешение пресных и минерализованных вод, абсолютно неизвестно, как большое количество гидроударов повлияет на сейсмическую ситуацию в Украине, ведь этот газоносный регион начинается на разломе Украинского щита и Днепровско-Донецкой впадины», — подчеркнул Пикареня. Кроме того, под землей могут образоваться пустоты, и через определенное время произойдет опускание почвы вместе с газопроводами и водопроводами, дорогами и зданиями. «Последствия такой деятельности могут проявиться через десять-пятнадцать лет, когда газодобывающие компании давно уйдут из этой местности, и невозможно будет доказать, кто должен отвечать за такие результаты», — предупреждает профессор Пикареня.
Известный эколог Валерий ЛОВЧИНОВСКИЙ вообще считает, что добыча сланцевого газа — это преступление против будущих поколений украинцев. «По большому счету, добыча сланцевого газа в Европе абсолютно не решает экономических проблем. Более того, она абсурдна с геологической и экологической точек зрения. В добычу сланцевого газа иностранные компании вложили много миллиардов долларов, и им просто нужно их окупить. А планируют они это сделать за счет нашей территории», — уверен эколог. Он отмечает, что в США и в Катаре ведется, в основном, добыча «жирного» сланцевого газа в нефтеносных районах, которые, к тому же, слабо заселены. В густозаселенной Европе ситуация совсем иная, что отражается на себестоимости и возможных последствиях. Ловчиновский считает, что Украине не подходит технология добычи сланцевого газа, которую собираются применять иностранные и отечественные газодобытчики. Сам процесс допуска к газодобыче и распределение доходов от нее не отличаются особой прозрачностью и практически ничего не дают местному населению, отмечает эколог. С ним согласен и председатель экологической общественной организации «Зеленый фронт» Олег ПЕРЕГОН. По его словам, специалисты и общественники, которые проводили мониторинг украинского экологического законодательства, пришли к заключению, что оно абсолютно не готово к таким полномасштабным проектам, и просто не сможет защитить граждан от негативных последствий. Инициативная группа, созданная украинскими экологами и учеными, в настоящий момент занимается выработкой четких критериев, которые собираются внести на рассмотрение нового созыва Верховной Рады. Активисты этой группы считают, что спешить с добычей сланцевого газа в Украине не стоит, поскольку выгода обещает быть не столь значительной, как возможные негативные последствия.
Представители областной власти Днепропетровщины в свою очередь считают, что шум вокруг возможной добычи сланцевого газа общественники подняли преждевременно. «Пока о добыче на территории Днепропетровской области речь не идет. На сессии областного совета, действительно, рассматривался вопрос о выделении участков для изыскательских работ. Такие предпроектные работы обычно проводятся за пять-шесть лет, чтобы оценить возможные риски, — изучить почвы, грунтовые воды и многое другое, и на этом основании сделать вывод, стоит ли в данной местности вообще заниматься газодобычей», — пояснил начальник отдела энергетической и газовой промышленности Управления ТЭК Днепропетровской облгосадминистрации Василий КРИВОШЕЯ. По его мнению, любая добыча полезных ископаемых представляет в той или иной степени экологическую угрозу. В северных районах Днепропетровщины, примыкающих к Полтавской и Харьковской области, уже несколько десятилетий ведется небольшая добыча обычного природного газа и газового конденсата. «Насколько мне известно, добавил Кривошея, — в США хорошо отработана технология добычи сланцевого газа, где решаются проблемы водоносных слоев и образующихся пустот. У нас по инициативе правительства иностранные компании пока только изучают обстановку в газоносных районах, а выводы будут делать позднее».
Тем временем эксперты энергетического рынка возмущены шумом, который поднимают экологи по поводу «опасности» добычи сланцевого газа. Традиционная энергетика, говорят они, куда более «вредна» природе, но компании, из-за которых «горит» вода в пяти областях Украины, работают безнаказанно. В частности, эксперт Института энергетических исследований (Киев) Юрий КОРОЛЬЧУК предлагает не преувеличивать потенциала и опасности добычи нетрадиционного газа. В материале обозревателя «Дня» — Виталия КНЯЖАНСКОГО — «Добыча сланцевого газа экологически опасна», который вышел в начале прошлого месяца (9 октября 2012 года), эксперт заявил: две основные украинские компании, уже 30 лет добывающие газ и нефть традиционными методами, безнаказанно загрязняют окружающую среду в Украине. По словам Корольчука, таких фильмов в защиту природы, как «Газленд», где показано, как горит вода, предназначенная для питья, в Украине можно снимать десятками. «Это — Львовская, Ивано-Франковская, Полтавская, Сумская и Харьковская области — почему о них не снимают фильмов?» — спрашивает Корольчук.
В истории со сланцевым и нетрадиционным газом, отмечают эксперты, присутствуют лоббистские интересы ряда компаний... К примеру, Корольчук называет цифры, которые вообще подрывают его веру в успешную добычу нетрадиционного газа в Украине. По его мнению, в нашей стране можно добывать примерно пять миллиардов кубометров, в то время как на это придется потратить свыше 10 миллиардов долларов. По словам эксперта, такие суммы озвучивают пионеры добычи нетрадиционного газа в Украине — компании «Шелл» и «Шеврон». «А о том, что они будут загрязнять окружающую среду, пока нет никаких фактов», — говорит Корольчук. Он напоминает, как сильно протестовали экологи против строительства в Украине порта «Южный», куда планировалось доставлять нефть для трубопровода Одесса — Броды. «Теперь там все работает и ничего не загрязняет, — резюмирует Корольчук и добавляет: — Возможно, это именно потому, что приняли во внимание замечания экологов».