Августовские темпы роста ВВП придали правительству воодушевления в показательных выступлениях на тему о продолжающемся благоухающем экономическом развитии страны. Но получить по итогам восьми месяцев 2008 года 7,1% роста ВВП стало возможным в большей степени благодаря торговле и агрокомплексе.
В январе-августе этого года аграрный сектор вырос на 24,4% благодаря богатому урожаю, а также обильным инвестициям в сектор (их рост составил 45,3% в первом полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года). Таких результатов оказалось вполне достаточно, чтобы компенсировать снижение темпов промышленного роста. Но для того, чтобы аграрный сектор стал в будущем мощным двигателем экономического развития в стране, правительству надо вплотную заняться аграрными реформами.
Позитивные изменения наметились в сфере урегулирования зернового рынка. Но в животноводстве ситуация плачевная. Мясной дефицит уже почувствовали украинские мясокомбинаты, некоторые из них начали закрываться из-за нехватки сырья. В среднем, отечественный мясокомбинат может перерабатывать в сутки 50 — 100 голов скота, но в последнее время их поставляют не более чем пять — десять голов. По данным Госкомстата, поголовье крупного рогатого скота за девять месяцев 2008 года в сельскохозяйственных предприятиях сократилось на 14,1%, свиней — на 16%. При этом производство мяса в Украине за восемь месяцев незначительно выросло — только на 0,4%. Нехватка сырья компенсируется импортом. «Уже импортировано почти 270 тысяч тонн мясопродукции, но, к сожалению, больше половины — это низкосортная продукция», — недавно отметил первый заместитель министра аграрной политики Юрий Лузан.
Что делать? Если по-хозяйски подойти к решению этой проблемы, то частично можно решить и проблему с реализацией фуражного зерна. «В Украине и в мире должен быть баланс между внешним спросом и внутренним потреблением. Классически, когда в 1990 году собирали 50 миллионов тонн зерна, то 55% собранного урожая потребляло животноводство. Сегодня в Украине нет животноводства, которое могло бы потреблять такую часть урожая», — говорит генеральный директор компании АМАКО Виталий Скоцик.
Представители отрасли предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации. Например, Национальная ассоциация производителей мяса и мясопродуктов «Укрмясо» предлагает правительству приостановить экспорт говядины в Россию, чтобы уменьшить дефицит сырья для переработки внутри страны, который составляет как минимум 100 тысяч тонн в год.
Но правительство пошло своим путем. Оно поручило министерствам аграрной политики, экономики, финансов совместно с местными органами власти разработать национальную программу развития отечественной отрасли животноводства до 2015 года. «Мы ставим задание, чтобы такая национальная программа развития животноводства до 2015 года была разработана, чтобы мы из импортера продукции животноводства превратились в надежного экспортера», — сказала премьер-министр Юлия Тимошенко.
По словам премьера, в этой программе будут зафиксированы льготные режимы налогообложения для субъектов животноводческой сферы, в частности, льготы по возмещению НДС до 2015 года и пролонгация фиксированного сельскохозяйственного налога.; механизм упрощения разрешительных процедур для регистрации и ведения бизнеса субъектами предпринимательской деятельности в сфере животноводства; создание системы преференций для функционирования в стране сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, 100% возмещение процентных ставок по финансовым кредитам для субъектов в сфере животноводства в размере двух учетных ставок Национального банка. Правительство также будет настаивать на принятии законопроекта, который предполагает возможность изъятия земель несельскохозяйственного назначения для общественных потребностей с тем, чтобы использовать их в дальнейшем для осуществления проектов по развитию животноводства
Эксперты же утверждают, что существуют и другие причины нынешних проблем в секторе животноводства. Одна из них — необходимость внедрения передовых технологий выращивания скота и переработки продуктов животноводства. Во всех развитых странах аграрный бизнес в идеале выглядит так: это замкнутый комплекс, где животноводство и растениеводство связаны между собой. Таким образом, животноводство поставляет удобрения для полей, а в ответ — получает корма. На это случай государство предлагает внести в программу льготный режим уплаты НДС при импорте в Украину техники и оборудования для животноводческих производств, а также уменьшить ставки ввозной пошлины для племенного и товарного скота.
«В настоящее время мы много говорим о производстве биотоплива, которое могло бы решить не только энергетические вопросы, но и обеспечивало бы кормами отрасль животноводства. Ведь после переработки культур остается сухой остаток в пределах 30%. Речь идет о комплексном подходе к отрасли, когда около перерабатывающего завода строится, например, свинокомплекс, который и потребляет остаток. Такой подход является наиболее рентабельным», — отмечает Скоцик.
Поддерживает его и генеральный директор ЗАО «Племзавод «Агро-Регион» Юрий Карасик. Он также добавляет, что для нормального развития агробизнеса в Украине необходимо двигаться в таких направлениях: привлекать инвестиции, создавать аграрную инфраструктуру (в первую очередь, зернохранилищ и перерабатывающих комплексов) и развивать животноводство.
Правительственное обещание послать манну небесную на головы аграриев вызывает дополнительные вопросы. К примеру, вовсе не факт, что выделенные деньги пойдут именно туда, куда надо. Совсем недавно контрольно-ревизионное управление в Житомирской области выявило факты незаконного выделения в 2007 году районными управлениями агропромышленного комплекса государственной финансовой поддержки 96-ти субъектам хозяйствования более чем на десять миллионов гривен. Деньги выделялись предприятиям при существовании большой просроченной задолженности перед местными бюджетами по уплате налога с доходов физических лиц, а также перед Пенсионным фондом. В частности, 5,3 миллиона гривен незаконно было выделено как дотацию на животноводство и поддержку производства продукции животноводства, 32 тысячи гривен — на селекцию в растениеводстве, 2,9 миллиона гривен — на развитие хмелеводства. Если опираться на теорию вероятности (предположить, что аналогичные результаты могут быть и в других регионах), то, умножив вышеупомянутую сумму хотя бы на половину областей страны, получим результат возможных масштабов воровства в агросекторе, и от такого результата становится за державу обидно. Поэтому, помимо программы, правительству надо подумать об эффективных механизмах контроля за использованием бюджетных денег. Или же «правительство должно выделять поддержку аграриям в расчете на гектар земли, а не отдельно «на удобрения», «на горох» и тому подобное», — отметил Карасик.
План спасения животноводства в целом поддерживают аграрии. Но они отмечают, что на данном этапе конкретных механизмов финансовой реализации программы не видно. Если поразмыслить, то становится вполне понятно, что даже если программу и утвердят — она начнет действовать не раньше 2009 года. А до него, как говорится, еще дожить во власти надо.