Депутаты определились с механизмом пересмотра акцизных ставок на алкоголь и сигареты. Каким он должен быть начиная с 2014 года, поведали в трех законопроектах (№3043-3045) три депутата (Андрей Сенченко, Сергей Терехин, Михаил Опанащенко). Как и предполагалось, повышения ставок производителям не избежать. Но в разработанных законопроектах также предусмотрено новые меры для контроля алкогольного рынка, создание реестра оборудования для производства сигарет, ужесточение правил продажи подакцизных товаров и обязательство государства выдавать акцизную марку производителям бесплатно. Все предложенные изменения требуют поправок в Административном, Уголовном Налоговом кодексах и в законе «О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий». Собранные средства (5,8 миллиарда гривен) депутаты предлагают направить на выполнения социальных программ.
Не маловажным является также то, что авторы документа предлагают запретить торговлю газированными алкогольными и слабоалкогольными напитками. А продажу пива (кроме безалкогольного, а также, за исключением, — на розлив) и алкогольных напитков разрешить только в спецмагазинах или спецотделах с видеонаблюдением на кассе. Чтобы прописанное в законе исполняли, нардепы предлагают существенно повысить штрафы: в среднем в 2—10 раз. Так, за производство без лицензии вышеупомянутых подакцизных товаров будет штраф не менее 85 тысяч гривен (сейчас минимум 8,5 тысяч гривен). За незаконную оптовую и розничную торговлю этими товарами нарушителям грозит штраф не менее 17 тысяч гривен (соответственно сейчас 1,7 тысяч гривен). И за изготовление алкогольных напитков с использованием неустановленных видов спирта придется платить не менее 15 тысяч гривен (ныне 8,5 тысяч гривен). Усилят и ответственность за нарушения правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками, столовыми винами и табачными изделиями.
В целом же в документе содержится много новых, резонансных норм для отрасли. В частности, предложено разрешить в Украине производство, импорт и торговлю этиловым спиртом предприятиям негосударственной собственности! Сейчас это может делать только государство через «Укрспирт». При этом лицензирование экспорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий предполагается отменить с целью гармонизации украинского законодательства с правилами ЕС. В неофициальных беседах производители признаются, что этого ждали давно, чтобы не зависеть от одного поставщика сырья. Иными словами — грядет демонополизация спиртового рынка. Сами же авторы добавляют еще одно следствие этой нормы — исчезнут коррупционные схемы продажи спирта. «Монополии государства никогда не было. Есть монополия чиновника», — говорит «Дню» глава парламентского подкомитета по вопросам налогообложения непрямыми налогами комитету ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин. «Продавать спирт налево и направо, например, в медицину, производители не смогут. Это позволит ликвидировать теневые схемы производства спирта в Украине», — продолжает Терехин. По его словам, сегодня доля «тени» в реализации готового алкоголя (38—42 градуса) составляет 40—42%, табака — 12% (в 2012 году было 8%), коньяка и «шмурдяка» — 42% рынка. «И тренд идет к увеличению. Нет только «тени» в секторе производства пива, потому что не рентабельно его производить в подпольных броварнях или завозить извне», — добавляет он. Вследствие усиления контроля и поднятия акцизов, говорит он, с рынка исчезнет водка по 17 гривен, производимая по цене меньше минимально разрешенной в стране, и исчезнут нелегалы-продавцы табачных изделий.
Как изменится цена? «На виски с колой акциз в цене продукта вырастет на треть, на пиво — меньше гривны, на водку — до 2 гривен. Этого не почувствует потребитель, но рынок уменьшит тень и коррупционные схемы», — говорит один из соавторов документов Сергей Терехин.
Огромный интерес вызвала и инициатива ввести дифференцированное обложение акцизами игристых и шампанских вин: для первых — с 3,65 гривны до 4,03гривен за литр, а для содержащих название Champagne ставка должна вырасти до 45 гривен. По мнению участников рынка, желающих остаться не назваными, это прямой путь к торговым претензиям Франции, как участника ВТО. Но это не смущает создателей закона. По словам Терехина, Франция не сможет трактовать этот закон, как нарушение Украиной норм ВТО, потому что «французы в ходе подписания договора с ВТО сами настаивали на том, чтобы был отдельный код по названию «Шампань». Теоретически, до подписания договора о ЗСТ с ЕС, украинцы могут выпускать напитки под таким названием. «Это революционный документ, потому что раньше подымали только акцизы, чтобы наполнить бюджет. Это тянуло за собой автоматический рост контрабанды и контрафактной продукции, потому что не обращали внимания на администрирование налогов. Мы же 2/3 разработанных изменений посвящаем улучшению администрирования», — подытоживает Терехин. Это, по его словам, уберет с рынка контрафакт и коррупцию.