Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спрос на тишину не удовлетворен

Оба украинских депозитария хотят быть во главе
20 февраля, 2006 - 19:32
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Любимое изречение каждого грамотного участника фондового рынка можно изложить так: для нормальной работы в этой сфере требуется тишина. Но инициативы правительства по наведению порядка на фондовом рынке могут ее нарушить. Так, по крайней мере, считают руководители профессиональных объединений. Сыр-бор загорелся из-за намерения Кабмина отменить указ Президента о создании единого клирингового депозитария на базе ОАО «Межрегиональный фондовый союз».

Напомним, что еще в 1999 году американская организация USAID и Мировой банк подписали с правительством Украины меморандум о создании частного общенационального клирингового депозитария, который бы обслуживал всех участников фондового рынка Украины. Под этот проект американцы выделяли 5 миллионов долларов, а правительство обязывалось способствовать развитию сего учреждения. (В то время на территории Украины существовал только Межрегиональный фондовый союз (МФС) — депозитарий, созданный непосредственно участниками фондового рынка.) В результате был создан Национальный депозитарий Украины, где 86% акций принадлежали государству и контролировались Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Как злословят в МФС, создавали этот депозитарий именно в расчете на получение западных инвестиций. Однако надежды не оправдались: меморандум, как принято в мире, предполагал, что Центральный депозитарий в стране должен быть один и, в идеале, не должен контролироваться чиновниками. Именно поэтому функции и полномочия центрального депозитария указом Президента «Об общих принципах функционирования Национального депозитария Украины» получил МФС.

Теперь, как утверждают фондовики, после утверждения постановления правительства действующий на сегодняшний день общенациональный клиринговый депозитарий МФС будет силой заменен на НДУ, а новую структуру будут контролировать не все участники фондового рынка, как это принято в мировой практике и было в Украине, а только государство. Участники рынка рассматривают это постановление как сомнительный, с юридической точки зрения, документ. По их мнению, он снимает последнее препятствие на пути к распаду действующей депозитарной системы Украины.

Пугает фондовиков прежде всего намерение правительства с помощью НДУ контролировать фондовый рынок, что в случае принятия названного постановления будет значительно легче. Причем, стоит отметить, что, наряду с отменой указа Президента, Кабмин решил вывести Украину и из меморандума, то есть окончательно закрепить свое исключительное право на управление фондовым рынком. По мнению операторов, это чревато для него тем, что государство, имеющее контрольный пакет акций депозитария, сможет диктовать свою волю и наказывать неугодных. Ранее использовать депозитарий в корпоративных интересах было сложно, поскольку никто из его акционеров не имел даже блокирующего пакета — максимальное количество акций было у ПФТС (9,94%). После того как депозитарий перейдет в руки чиновников, отмечает генеральный директор инвестиционной компании «Тект» Вадим Гриб, вырастут риски политического вмешательства в деятельность институтов фондового рынка и в итоге будет утрачено доверие со стороны иностранных инвесторов, что приведет к оттоку средств. Кроме того, по его словам, не исключено ухудшение отношений со Всемирным банком и USAID, которые уже обратились к руководству страны и выразили обеспокоенность намерениями правительства отозвать подпись под меморандумом.

Однако не только ухудшение отношений с Западом и возможность контроля государства вызывает обеспокоенность. По словам главы правления ОАО «МФС» Швецова, НДУ сегодня не только не исполняет предусмотренные на законодательном уровне требования, но и никоим образом не помогает рынку. «В бюджете текущего года на поддержку и развитие национальной депозитарной системы Украины предусмотрено 32 млн. грн. До этого — намного меньше... С 1998 года сумма на поддержку составляла не менее 3—3,5 млн. грн. в год. Фактически же эти деньги шли на развитие НДУ. Реального отношения к системе деньги не имели». По словам Швецова, никто из нынешнего руководства НДУ не может отчитаться о потраченных средствах. Вместо этого они с каждым годом требуют на свое содержание и развитие все больше. Подтверждая слова коллеги, Гриб отметил, что стремление довести возможности НДУ до сегодняшнего уровня возможностей МФС обойдется бюджету страны в 1 млрд. грн. на протяжении последующих пяти лет.

Генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Евгений Григоренко выразил свое удивление таким стремлением государства покорить депозитарную систему. По его словам (они, впрочем, соответствуют классическому определению), депозитарий является преимущественно технической системой, призванной обслуживать участников рынка, а не диктовать им некие правила. Как считает Григоренко, стремление государства присвоить депозитарию функции правоохранительных органов заставляет усомниться в том, что «он сможет обслуживать интересы рынка».

Впрочем, фондовики никогда не были довольны действиями государства в своей парафии. Каждое постановление власти, касающееся их интересов, вызывало бурю возмущений. Как заявил член руководства компании «КОМЭКС Ценные бумаги» Дмитрий Сапунов, «государство ведет себя как слон в посудной лавке», предпринимая такие неуклюжие действия на только встающем на ноги фондовом рынке. По его словам, как только на рынке начинает что-то работать, правительство сразу облагает эту структуру поборами и не дает развернуться.

Решение правительства фондовики собираются оспаривать. По словам Григоренко, согласно действующему законодательству государство не может распоряжаться более чем 25% ным пакетом акций в подобных структурах, и в случае, если правительство все-таки пойдет на столь серьезное расширение функций НДУ, участники фондового рынка подадут в суд. Однако пока они все же надеются на то, что их мнение будет услышано и правительство примет «разумное решение».

Впрочем, на каждую проблему взглядов может быть несколько. Мнение противоположной стороны «День» узнал у председателя правления Национального депозитария Владимира Ульянова:

— Мне стыдно за наш фондовый рынок, который сам себя считает серьезным. Как могут участники рынка протестовать против того, что их деятельность вводится в рамки закона? В Законе «О национальной депозитарной системе» к компетенции Национального депозитария отнесены все функции, предусмотренные законом. Между тем меморандумом, против отмены которого протестуют, эти функции ограничиваются. Меморандум не является законом, поскольку не ратифицирован Верховной Радой. В соответствии с порядком действия международных договоров он мог бы стать частью нашего законодательства только после прохождения этой процедуры. Поэтому, как мне кажется, Кабинет Министров и решил привести деятельность участников национальной депозитарной системы в соответствие с законодательством и отменить действие нератифицированного меморандума.

В отношении разрешенной доли государства в депозитарном учреждении, то законом действительно предусмотрено, что она не может быть больше 25%. Между тем закон разделяет простой депозитарий и Национальный депозитарий, для которого граничная рамка не установлена. Насчет же корпоративных конфликтов, которые теперь государство якобы сможет решать в свою пользу, могу задать только встречный вопрос: есть какие-то проблемы с Национальным банком, потому что им не управляют участники рынка? Почему же должны быть проблемы с Национальным депозитарием? Кроме того, абсолютно не соответствует действительности мнимая свобода и независимость МФС. На самом деле, поскольку собрание акционеров МФС не проводилось уже давно, вся власть находится в руках совета, где руководит глава правления «Укрсоцбанка».

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ