«Ожидать существенного снижения цен на автомобили (после вступление Украины в ВТО. — Авт. ) не следует», — предупреждает президент Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Станислав Щербина. И добавляет: «Ожидать резкого снижения цен — это безумие».
Согласно условиям вступления Украины в ВТО, после присоединения к этой организации пошлины на импортные автомобили будут снижены против действующих сегодня на 25% — до 10%. Поэтому Щербина отмечает, что снижение цен на автомобили после вступления Украины в ВТО вполне возможно при отсутствии переходного периода, то есть без поэтапного снижения ввозной пошлины. «Снижение цен в среднем возможно в пределах 7—10%, но при условии, что производитель оставит существующие сегодня закупочные цены на автомобили для нашего рынка, а не повысит их — ведь он дифференцированно подходит к каждому рынку, а украинский рынок на сегодняшний день достаточно развит — мы показали, что умеем работать», — говорит президент ВААИД.
В то же время, по его мнению, формирование цены производителя на автомобили — не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Он включает множество факторов. Сегодня одним из них являются огромные «автоаппетиты» украинских потребителей. «Это тоже подогревает цену»,— отмечает Щербина. Кроме того, он подчеркивает, что сложно прогнозировать цены, когда величина ставки НДС, которая будет действовать к концу года, все еще не определена. «Прогноз автомобильного рынка — это неблагодарное дело», — резюмирует Щербина.
Впрочем, главный его вывод состоит в том, что вступление в ВТО должно дать украинскому авторынку некоторые плюсы. Так, по словам Щербины, налоги, уплачиваемые за автомобиль, составят 8—10% его стоимости. Иными словами, налоги будут такими же, как и для всех остальных членов ВТО. Однако это не свидетельствует о том, что цены на автомобили резко упадут. Эксперт подчеркивает, что изменения на рынке произойдут не сразу. «Естественно, в этом году уже ничего не изменится, так как бюджет уже сверстан. Если и будут какие-то нововведения, то уже с первого января 2009 года», — уверен он.
Положительным следствием вступления Украины в ВТО, по мнению экспертов ВААИД, явятся трудности для так называемых «серых» дилеров. «Пропадут различные схемы ввоза разукомплектованных авто, «утопленников». По «серой» программе занижение цены уже станет невозможным, — считает Щербина, — а сам «серый» дилер станет более организованным».
Сегодня на украинском автомобильном рынке сложилась такая ситуация, что европейские производители постепенно вытесняют автостроителей из стран СНГ. В частности, российские автомобили спускаются вниз по шкале популярности среди потребителей. И, по мнению представителей ВААИД, после вступления Украины в ВТО автомобили российского производства постепенно уйдут с рынка.
«Российский производитель обречен на вымирание... Что бы мы сегодня ни говорили, какие бы прекрасные машины они ни делали, право на жизнь имеет только то, что может конкурировать», — заявил Щербина. Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко объясняет это тем, что сейчас российские автомобили ввозятся в Украину без пошлины, однако после вступления в ВТО это правило отменят. «У нас до сих пор существует межправительственный договор между украинским и российским правительствами относительно беспошлинного ввоза автомобилей и машинных комплектов. То же самое и для Украины — мы имеем возможность вывозить украинскую продукцию. — напоминает Назаренко и уточняет. — Страна-участник ВТО не имеет права с какой-либо страной, в том числе и с Российской Федерацией, создавать другие условия, нежели имеет со странами-членами ВТО».
Еще один пункт, на который следует обратить внимание отечественным автопроизводителям — это подержанные автомобили, которые могут «хлынуть» на украинский рынок. Олег Назаренко уверен, что в первую очередь это затронет украинских производителей. «Мы понимаем шаги правительства по ограничению ввоза подержанной автотехники, и определенным барьером станет принятый ВР закон, регулирующий уплату транспортного сбора при первой регистрации подержанных транспортных средств в зависимости от возраста и объема двигателя», — отметил Назаренко.