Несмотря на то, что в сельском хозяйстве, футболе и медицине разбираются почти все, аграрная политика для большинства людей это — что-то большое, масштабное и «не для нас». И как бы нам не утверждали, что «Европа нам не указ», все же на этом хозяйственном пространстве можно найти немало примеров рационального экономического поведения, да еще и с «человеческим лицом». Оказывается, может быть так, что государству станет небезразлично, чем и как питаются школьники, какие гастрономические традиции формируются у подрастающего поколения. Примером откровенно гуманистически ориентированной политики государства могут быть две программы, которые воплощаются в рамках совместной аграрной политики в странах ЕС, в частности в близкой для нас Польше: «Стакан молока» и «Фрукты в школе». Обе программы внедряются в рамках регуляции аграрного рынка. Так как очевидно, что поощрение потребления сельскохозяйственных продуктов, полезных для здоровья, является взаимовыгодным. В конечном итоге, очевидно, что такие подходы будут иметь долгосрочные положительные результаты. Да и для экономики, аграрного сектора в частности, формируются конкретные и долгосрочные выгоды.
Программа «Стакан молока» действует во всех странах ЕС и имеет цель — формирование у молодежи навыков и традиций потребления молока и молочных продуктов. Чуть ли не каждый из нас может заметить, насколько уменьшилось потребление молока в семьях. Причин, как у любого поражения, очень много. Невиданная дороговизна этих продуктов в торговой сети поражает. Да и молоко, и продукты из него часто имеют не только «пальмовый привкус», но и другие сомнительные характеристики. А в Польше, для примера, еще в 2004 году производители молока и государственные мужи решили, что молоко должно стать «ближе к детям». А где ему не ближе, как в школе?
Кто-то из «советских» школьников может вспомнить подобные, правда, значительно менее ориентированные на детскую психологию попытки внедрить молоко в ученическое питание. Столы, заставленные топленым молоком в граненых стаканах и его «принудительное» потребление младшими школьниками под «пристальным глазом» учителя. Но нужно, чтобы «питье молока» было не принудительным, стало не только традицией, а своеобразной детской модой, потребностью, заинтересованностью.
МИЛЛИАРД СТАКАНОВ МОЛОКА
Программа «Стакан молока» осуществляется в Польше и других странах ЕС Агентством регуляции аграрного рынка (бледная его копия, а, может быть, и пародия — наш Аграрный фонд), однако финансируется из трех источников: потребление собственно молока поддерживает Европейский Союз и польское государство, а вот когда детям подают молочные продукты (йогурт, кефир, сыр или молоко с наполнителями) — тогда за это еще доплачивают молочной ассоциации и перерабатывающим. В программе задействованы дошкольные заведения, школы и гимназии, подавшие заявки и заключившие соответствующие договора с поставщиками. Каждый школьник младшей возрастной группы может получить ежедневно или три раза в неделю (это уже как договорилось учебное заведение, по желанию родителей) стакан молока или соответствующую порцию молокопродуктов.
Более чем 12 тысяч школ и образовательных заведений предлагают своим ученикам молоко. Результат поражает: с момента внедрения этой практики польская детвора выпила свыше миллиарда стаканов молока! Но значительно более ценным следствием является укорененная привычка пить молоко. Продукт становится все более популярным в молодежной среде. Вот как поддерживают будущих потребителей.
СЫРАЯ МОРКОВЬ — ЛЮБИМЫЙ ОВОЩ ШКОЛЬНИКОВ
Подобным образом организована и «младшая» программа «Фрукты в школе». О пользе овощей и фруктов говорить не нужно. В последнее время даже доказано, что особую ценность имеют как раз местные дары полей. Программа предполагает сократить вредные тенденции в питании школьников, в частности поощрить потребление овощей и фруктов. Как всегда в странах ЕС значительную часть расходов на себя берет общий бюджет (75%) и государство (25%). Поставщики, отобранные на местном конкурсе, получат за каждую порцию 1,2 польских злотых (около 2,9 грн.) компенсации расходов. Цена вопроса — почти 12 миллионов евро.
Программа действует по принципу: минимум хлопот для школы, максимум пользы для детей. В ней могут принимать участие только начальные школы и поставщики, проявившие совместную инициативу. Хорошо организованная школа может взять заботы на себя, и тогда все средства будут у нее. Школьники младших классов (1-3 кл.) должны по крайней мере дважды в неделю на протяжении 10 недель в семестре получать порцию фруктов или овощей из утвержденного ассортимента. Все эти дары садов и огородов должны быть тщательно вымыты, некоторые виды — очищены, и при необходимости запакованы в гигиеническую упаковку с информационной этикеткой. Конечно, предусмотрена частая смена ассортимента. Для примера, настоящим открытием стала популярность среди школьников сырой моркови — этого привычного и общедоступного овоща. Однако несмотря на то, что школьники получают витаминную порцию бесплатно, они должны «отработать» — дважды в семестр им покажут презентации о здоровом питании, пользе молока, овощей и других продуктов.
Вот такими являются школьные измерения аграрной политики.