Ясно, что преодолеть катастрофу можно только перестав делать вид, что ничего страшного не происходит, перестав тешить себя и общество мечтаниями, признав прежние ошибки. Ничего этого в документе нет. А есть, как всегда, красивые слова, благие пожелания и цифры, вызывающие большие сомнения и многочисленные вопросы.
Отражен ли мало кем оспариваемый факт, что спад у нас вызван сокращением платежеспособного спроса и инфляцией издержек? Похоже, что нет, ибо чуть ли не на каждой странице как панацея упоминается ускоренная амортизация, по сути своей ведущая к росту затрат. Насколько реален средний курс доллара в 3,63—4 грн.? Что будет означать сочетание роста индекса цен производителей на 17,8% и денежной массы — на 11,4%? Реальна ли в этих условиях надежда на увеличение объемов кредитования реальной экономики, повышение доли долгосрочных кредитов? Реален ли планируемый рост экспорта при явной тенденции его спада? А как вам нравится отнесение машиностроения к некапиталоемким отраслям?
Вопросов множество. Да и сам ожидаемый рост ВВП на 1% означает (при его падении в этом году на 1,5%), что ВВП в 1999 г. будет ниже, чем в 1997 г.
«Параметры» бодро обещают, что «...погашение задолженности по денежным выплатам населению даст толчок увеличению сбережений (одного из источников инвестиций) и росту расходов населения, что будет способствовать росту потребления в домашних хозяйствах и тем самым стимулировать производство товаров и услуг». Но приведенные тут же цифры говорят совсем о другом. Покупка товаров населением планируется в сумме 25480 млн. грн., что на 2,9% больше показателя 1998 г., а уровень инфляции (декабрь к декабрю) на 7,8% больше. Это как раз и означает, что потребление существенно сократится. Теперь разделим сумму расходов на численность населения (50,024 млн.) и получим, что каждый из нас в среднем потратит в месяц аж 42 грн. на еду, одежду, обувь, лекарства и т.д. Но это в среднем. А есть же еще большая неравномерность в распределении доходов. Оплата услуг должна вырасти уже на 17% (не здесь ли спрятано так настойчиво проталкиваемое повышение тарифов на жилье?). Учтем еще фразу об ожидаемом росте объемов платных услуг в сфере образования и охраны здоровья, и вряд ли после этого можно отрицать, что под прикрытием пышной риторики планируется дальнейшее снижение уровня жизни людей.