Через пару десятков лет судоходство на Черном море будет разительно отличаться от нынешнего. Увеличатся судопотоки танкеров, балкеров. Возрастет прибрежное судоходство. Появятся разнообразные рекреационные морские базы, каждая их которых будет обслуживать и оберегать большое количество катеров и яхт. Скоростные катамараны сделают путешествие от одного берега до другого — делом нескольких часов. Над водой будут сновать частные экранопланы, паромы на воздушной подушке. Это не утопия — таков сейчас поток судов между берегами Северного моря в Ла-Манше. И для обеспечения всего этого потребуется соответствующая инфраструктура — службы наблюдения, управления и регулирования, лоцманские, буксирные, спасательные, навигационно-гидрографические и многие другие, оказывающие услуги в сфере судоходства.
Потенциал использования Черного и Азовского морей огромен. Территориальное море и исключительная (морская) экономическая зона Украины, размер которых немногим меньше всей суши нашей страны, заставляет с вниманием относиться к транспортному и другому хозяйственному освоению акваторий. Однако, смею утверждать, морской фактор в развитии страны еще недостаточно осмыслен, а его влияние на развитие всего народного хозяйства недооценено.
В то же время Украина имеет все шансы для того, чтобы стать признанным морским лидером и морским центром региона. Для этого необходимо обеспечить неразрывное единство таких факторов, как морская инфраструктура, морское законодательство, морские кадры и морская корпоративная культура. При этом, даже при наличии сравнительно неплохой морской инфраструктуры, которая существует в Украине, отсутствие или неразвитость морского законодательства может стать непреодолимой преградой на пути роста нашего морского могущества. А в том, что оно неразвито, не трудно убедиться. В Украине пока не приняты такие государственные документы, как правила плавания в территориальном море, постройки, оборудования и эксплуатации судов, подготовки и дипломирования моряков, несения вахты и комплектования судов экипажами и др. Можно сказать, что не создано прозрачных «правил игры» государства с представителями национальной морской индустрии. Это ведет к тому, что замедляется или даже вообще прекращается развитие морского частного права, регулирующего хозяйственный оборот. Об этом свидетельствует и то, что практически каждый договор на перевозку грузов из украинских портов содержит пункт о применении норм иностранного законодательства (чаще английского). Нет в Украине и специализированных морских судов. Между тем Великобритания получает миллионы фунтов стерлингов только в виде судебных пошлин от рассмотрения морских споров в своих морских судах. Логика этого негативного для нас процесса довольно проста: нет специализированных судов — нет развития морского права — нет совершенствования национального правового регулирования хозяйственного оборота морской индустрии — нет развития самой национальной морской индустрии. Далее легко перекинуть мостик к экономике: отсутствуют инвестиции и т.д.
Радует, что правительство Украины все же повернулось лицом к морю. Готовятся меры для развития национального судоходства. Но без параллельного решения вопросов морского права, такие, вне всякого сомнения, нужные меры, не будут вполне эффективны в долгосрочной перспективе.
Морская инфраструктура в Украине развита хорошо с точки зрения объемов перевалки грузов. Но развита ли инфраструктура обслуживания грузопотоков? Да, за двенадцать лет в Украине на основе частного предпринимательства практически с нуля выросла морская сфера услуг — агентские, экспертные, экспедиторские организации играют очень заметную роль в транспортном процессе. Специалисты знают, что определяющими в обслуживании грузопотоков все же являются финансовые услуги. Но справедливо ли формируются тарифы на услуги в этом секторе? Проводятся ли аналитические исследования и публикуются ли индикаторы рынка? Достаточны ли сведения, предоставляемые государственной статистикой? Какова конкуренция и условия вхождения на рынок? Пожалуй, ответы на эти вопросы будут большей частью негативными.
Широко распространено мнение о том, что в Украине — хорошо подготовленные морские кадры. Но по-настоящему мы узнаем об этом через несколько лет, когда в силу естественных причин старые кадры начнут покидать отрасль. Такая ситуация может привести к нарастанию негативных тенденций на морском рынке труда, значительным перекосам и несбалансированности.
И все же силой, связующей все составляющие, необходимые морскому региональному лидеру, является корпоративная культура. Это и морские традиции, и уважение к специалистам, и примеры для подражания молодежи. Чего совершенно не хватает сегодня Украине — так это морской корпоративной культуры. Негативный шлейф морских скандалов прошлых лет полностью девальвировал когда-то почетное звание моряка. Это очень хорошо ощущают на себе ветераны ЧМП, элита флота — капитаны. Свидетельством общественного признания важности морской профессии является, в частности, пенсионное обеспечение. А заслуженные капитаны ЧМП, живые легенды флота нынче влачат существование на минимальную пенсию. И если инфраструктуру можно отстроить, кадры научить, законодательство написать, то морские традиции можно только сохранить и развить. Морская корпоративная культура — нематериальный актив, но ее наличие многократно увеличивает капитализацию морской отрасли страны! А это то, в чем заинтересованы все «игроки», это — хорошая основа для объединения усилий и государства, и бизнеса, и общества.