Донбасс становится все более недоступным. С 18 июня СБУ запретила пропускать через линию разграничения пассажирские автобусы, выполняющие регулярные рейсы, и попасть на подконтрольные Украине территории стало возможно только на автомобилях вместимостью до девяти человек или пешком. Товары же могут поставляться в оккупированные районы Донецкой и Луганской областей исключительно железнодорожным транспортом.
До введения нового порядка завозить товары на неподконтрольные территории можно было, оформив ряд документов и получив специальное разрешение Государственной фискальной службы. И то шли машины и без этих бумаг. Значит, говорят скептики, следует ждать большего расцвета контрабанды. Транспортные компании будут и дальше договариваться на блокпостах о беспрепятственном проезде. Но любое продвижение по территориям, охваченным войной, это риск. Как говорят те, кто там был, и без того никакие пропуски и т.п. гарантий не давали.
Работу в таких жестких условиях тянут не все, многие перевозчики стали доставлять грузы только на подконтрольные украинским войскам территории, сообщая отправителям, что не могут взять на себя ответственность за его сохранность, что устраивает далеко не всех. Жителям оккупированных регионов осталось, в таком случае, на свой страх и риск самим доставлять груз. Хотя старались держаться подольше — все-таки услуги тех же служб доставки оказались более чем востребованы. Да и расценки у перевозчиков существенно возросли.
«Донбасс — очень важный для логистических компаний густонаселенный регион, поэтому в Донецке и Луганске мы пытались работать, как говорят, «до последнего». Все время появляются новые источники поборов. Придумали пропуска. Для 20-тонного авто плата за этот пропуск может составлять 80 тысяч гривен — и это только разрешение. Гарантий, что после его получения авто не ограбят — нет никаких. К тому же играть в эти игры — это означает быть пособником террористов», — рассказывал ранее Центру транспортных стратегий директор логистической компании DPD Ukraine Максим СИНГАЕВСКИЙ.
«Логистические компании, которые имели склады в проблемных регионах, понесли значительные убытки из-за разворовывания или конфискации товара. Тем не менее, торговые сети, работающие в зоне АТО, стали по-разному решать проблему пополнения запасов. Стали привлекать местных перевозчиков на этапе довоза товара с украинской территории на оккупированную. Частично взялись транспортировать его с помощью маршрутных перевозчиков, которые имеют пропуска и право на перевозку от т.н. ДНР и ЛНР, а частично — своими силами», — рассказывает о том, какие изменения были на этом рынке в течение последнего года президент Украинской логистической ассоциации Мария ГРИГОРАК. «Зато у многих логистических операторов за это время возросли объемы перевозок международной и отечественной гуманитарной помощи, дров для обогрева солдат. Возникли также новые виды услуг, например, страхование и обеспечение сохранности имущества на оккупированной территории», — добавляет она.
При этом, как раз страховка груза — вопрос тяжелый. Также как и страховка автомобилей от повреждения, так как, по мнению страховщиков, риски превышают 100%. Хотя были случаи, когда страховые компании выплачивали компенсацию, оформив ее как благотворительную помощь.
«Когда в Донецке начались боевые действия, центральный офис «Деливери» перенесли в Киев. Всех сотрудников срочно вывезли в другие города Украины, обеспечив жильем. Коммуникация центрального офиса происходит по Skype — сотрудники рассредоточены в Киеве, Запорожье, Харькове и Сумах. Мы продолжали работать в Донецке и Луганске, помогая вывозить имущество тех, кто не хотел оставаться на оккупированной территории. Но последней каплей стало то, что в декабре 2014 года бандиты украли восемь автомобилей с грузом и лишили 2000 клиентов «Деливери» своих отправок. Тогда мы вынуждены были официально закрыть наши склады в Донецке и Луганске», — рассказали «Дню» заместитель председателя правления «Деливери» Андрей ИВАСИВ.
«Большинство страховых компаний отказывают своим клиентам в компенсации ущерба по страховым случаям, которые настали в зоне проведения АТО. Они обосновывают свою позицию тем, что происходящее на востоке Украины подпадает под исключение из страхового покрытия и считают это веской причиной для отказа в страховых выплатах. Но нам удалось договориться со страховой компанией «Злагода», и она уже компенсирует ущерб отправителям груза, пострадавшим в декабрьском инциденте», — говорит Андрей Ивасив. По его словам, клиентам компании выплатили уже более полу миллиона гривен.
К слову, компенсацию потерянных грузов клиенты требуют не только у автомобильных перевозчиков, но и у «Укрзализныци». Так, агрохолдинг «Нибулон» добивается в судах у ГП «Одесская железная дорога» взыскания 7,8 миллиона гривен за утрату более 2 тысяч тонн пшеницы. Ее должны были доставить со станции Старобельск Донецкой области на станцию «Николаев — Грузовой» Одесской железной дороги. Но, как заявили работники железной дороги, ее изъяли в зоне АТО вооруженные лица. Суды первой и второй инстанции встали на сторону «Нибулона», поскольку дополнительное соглашение на перевозку пшеницы было заключено в июле 2014 года, и железнодорожные накладные свидетельствуют, что железная дорога приняла груз уже при проведении АТО.
Тем не менее, рисковать грузом отправители будут и дальше. Если говорить о торговле, то прибыли могут быть в разы выше затрат на территориях, где нет боевых действий. Как ранее отмечал замглавы Государственной фискальной службы Украины Сергей Билан, на украинском оптовом рынке можно загрузить микроавтобус алкоголем за 30 тысяч гривен, а за линией фронта продать его втрое дороже.
При этом и то, что товары должны доставляться на оккупированные территории только железной дорогой, гарантировать отсутствие контрабанды не может. Так, на днях СБУ сообщила о задержании 700 тонн продовольствия, которое контрабандисты пытались доставить на неподконтрольную Украине территорию поездом. Продукты были спрятаны в 11 вагонах под металлургическим шлаком, который указывался в сопроводительных документах.
Ранее глава «Укрзалізниці» Максим БЛАНК сообщил, что они помогают правоохранителям раскрывать преступные схемы, но функции железной дороги ограничены. Проверка происхождения грузов не входит в компетенцию перевозчика, сопровождающие документы, сами грузы, проверяют пограничники, СБУ и Государственная фискальная служба. Именно они принимают решения на предмет законности перемещения грузов, изучают, не пойдут ли средства от реализации товара на финансирование террористической деятельности, направленной против Украины.