Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страна еще не реализованного успеха

Ежегодно из почти 35 тысяч запатентованных идей лишь 670 становятся реальным продуктом
24 октября, 2012 - 11:48

Инвестиции или инновации? Украине уже сегодня нужно заложить фундамент для роста экономики в будущем. В противном случае нестабильность мира, которая по прогнозам экспертов, в ближайшее время лишь будет усиливаться, может не просто нанести сокрушительный удар нашей экономике, но и превратить государство в страну-поставщика сырья и сбыта товаров иностранного производства. Как изменить ситуацию, вчера говорили на Международном форуме «Украина — проект развития».

За 20 лет независимости Украина пережила не одну волну повышенного интереса иностранного капитала. Экономика стала реципиентом для миллиардных инвестиций. Впрочем, как заметил в интервью «Дню» председатель общественной организации «Союз защиты прав предпринимателей» Евгений Чернецкий, страна сегодня для инвестора является историей нереализованного успеха.

Эксперты говорят: изменить ситуацию можно, лишь адаптировав свои производственные мощности к условиям работы во Всемирной торговой организации. Для этого нужен соответствующий климат ведения бизнеса, прежде всего — благоприятный для инвестиций. А вот один из основных путей «привлечения» денег в реальную экономику — развитие инновационного капитала.

344 ТЫСЯЧИ ГРИВЕН — ЗА ИДЕЮ

По данным Государственной службы статистики Украины в 2011 году на внедрение инноваций предприятиями промышленности было потрачено 14,3 миллиарда гривен, из которых на приобретение новых технологий выделено 0,3 миллиарда гривен. На эту сумму 195 предприятий приобрели 872 технологии, 200 (!) из которых — за пределами Украины. Больше половины операций (474) связаны с приобретением технологий вместе с оборудованием; 154 — результат собственных исследований и разработок; 124 — с целенаправленным приемом на работу квалифицированных специалистов; 70 — по договорам на приобретение изобретений, патентов, промышленных образцов, полезных моделей; 37 — по договорам на покупку технологий и ноу-хау. В целом объем реализованной инновационной продукции в 2011 году составил 42,4 миллиарда гривен.

Получается, что за одну «технологию» предприятие заплатило около 344 тысячи гривен. По словам участников рынка, эту стоимость, с определенными предостережениями, можно считать средней. «Если говорить исключительно о технологиях, без учета стоимости оборудования, эта цифра вполне адекватна. Она не завышена. В своей практике мне приходится встречаться с оценкой интеллектуальной собственности, технологий, вознаграждение за которые составляло и более 10 миллионов долларов, но это частные случаи. Чаще счет идет на сотни тысяч гривен», — рассказывает независимый оценщик интеллектуальной собственности, патентный поверенный Украины Елена КИЯШКО.

Промышленные предприятия и коммерческие компании предлагают изобретателям роялти (вознаграждение. — Авт.) в размере от 1 — 10% суммы дохода, полученного от реализации продукции по применению технологии. Ключевым критерием для определения ставки является объем изготовленной продукции, отрасль применения и что самое главное — экономическая ценность новации. В действительности же в украинском законодательстве нет ограничений для ставок роялти. Выплата вознаграждения резидентам автоматически может быть списана на расходы предприятия. (В таблицах приведенные ориентировочные ставки используются предприятиями по отраслям промышленности). Рыночная стоимость технологии, в зависимости от научно-производственной сферы и объема прав, выставленных на продажу, может быть оценена в среднем от 300 тысяч гривен и выше. Именно на такую сумму вознаграждения может рассчитывать изобретатель, если его разработка заинтересует инвестора.

67% ЗАЯВОК — ПАТЕНТОСПОСОБНЫ

Ежегодно в Украине проходят регистрацию около 50 тысяч изобретений. Более половины (67%) заявок считаются патентоспособными. Изложенные в них решения считаются новыми и применимыми в производстве. Впрочем, менее 2% патентов получают финансирование. Почему? Однозначно этот вопрос — с двойным дном. Впрочем, «правила» получения патента, как и бюджетное финансирование отечественной науки — тема для отдельного исследования. Но если абстрагироваться от понятий «отката» и «имитации науки», проблемы с внедрением в Украине имеют вполне жизнеспособные идеи.

«Основную роль в том, будет ли проект успешным, играет тот, кто придумал и сделал его. Гениальные идеи претворяются в жизнь энтузиастами, готовыми днями и ночами работать над своим проектом, поскольку они лучше всего знают, в чем инновационность и польза их разработки, а значит, могут объяснить и убедить. Редко когда приходит инвестор и говорит: «Вот деньги, разработайте что-то интересное», — объясняет «Дню» Антон СТЕПАНОВ, один из разработчиков мобильной перчатки, которая «переводит» язык жестов в звук. Именно этот проект, разработанный студентами Компьютерной академии «Шаг», занял летом первое место на престижном конкурсе IT-сферы Microsoft Imagine Cup в Сиднее («Будущее — за союзом новых технологий и социальной сферы», «День» от 17 июля 2012 года).

Впрочем, ученые отмечают потребность во вспомогательных «платформах», которые бы способствовали качественному диалогу между наукой и бизнесом. Таким образом, изобретатели с активной позицией и конкретными планами относительно своей разработки знали бы, где искать инвесторов, а те, в свою очередь, знали бы, где узнать о новых технологиях. «Ученый должен разработать технологию, сделать что-то новое, но не его работа — пробивать это дальше. Здесь должен быть какой-то «мостик», который поможет внедрить новую технологию в производство. Если ученый пробивной — он может ездить на конференции, семинары, делать доклады, пропагандировать свое изобретение. Но это не совсем его компетенция, у него другое назначение и работа», — объясняет «Дню» кандидат технических наук, доцент кафедры технической электрохимии Украинского государственного химико-технологического университета Вадим КОВАЛЕНКО. Под его руководством две старшеклассницы из Днепропетровска — Анастасия Рудая и Мария Леонова — работали над простой технологией продуцирования высокодисперсных порошков. Этим летом проект «Эффект попкорна — получение высокодисперсных порошков с помощью микроволновой обработки» получил бронзовую медаль Международного конкурса научных и художественных работ учеников Genius, проходившего в США. В понятие «мостик» Вадим Коваленко вкладывает несколько возможных значений. Это могут быть специальные технопарки или другие организации, которые будут аккумулировать разработки и распространять информацию о них, специальные структуры при научных учреждениях или вузах или даже государственного уровня.

«Что касается микроволновой технологии — заинтересованность есть, но пока мы планируем внедрить в производство базовую технологию, разработку которой я начал еще в 2005 году и в которую большой вклад сделали мои ученики и студенты», — рассказывает КОВАЛЕНКО. По его словам, сегодня университет ведет переговоры о серьезном сотрудничестве с аккумуляторным заводом в Луганске относительно внедрения базовой технологии.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В целом же, уверены ученые, в Украине только формируется традиция сотрудничества научных работников и бизнеса, а потому определенные механизмы еще не наработаны. «За границей существует практика, когда именно бизнес наиболее заинтересован в разработках и изобретениях ученых. Но у них это тоже был долгий процесс: с тех пор, как зародилась Силиконовая долина, он неоднократно менялся и формировался заново. У нас этот путь еще не пройден. Но в целом многие разработчики из ІТ-сферы общаются с западными инвесторами, а в Украине уже появляются инкубаторы, которые готовят юных разработчиков к встрече с инвестором, учат, как его можно заинтересовать и убедить вложить деньги», — подытоживает Антон Степанов.

В процессе становления крепкого и действенного сотрудничества между научными работниками и бизнесом активными должны быть все его участники. Для компании, которая ориентируется на лидерство, внедрять инновации — жизненно необходимо. Так же, как для ученого, который хочет материализовать свою идею, общение с капиталом. Другими словами, хотите правильно реагировать на вызовы будущего — создавайте его. Чтобы не только твердо стоять на ногах, а идти вперед, нужно не бояться перемен.

Алла ДУБРОВЫК, Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ