Украинские банки под предводительством НБУ прочно обосновались на тропе войны с отмыванием «грязных» денег. С лета 2002 года они стабильно выигрывают сражение за сражением. В феврале этого года страну вычеркнули из «черного» списка FATF в первую очередь потому, что банки ликвидировали всех своих анонимных клиентов. Однако банкиры уверены, что терять или даже ослаблять бдительность им еще рано.
Рассказывая об «Актуальных вопросах обеспечения финансового мониторинга в Украине», начальник Управления финансового мониторинга Нацбанка Александр Бережной отметил, что легализация «грязных» денег — неотъемлемая часть преступного мира и как явление исчезнет только вместе с ним. Выходит, этого дракона нельзя убить, зато можно испортить ему жизнь всерьез и надолго, сократив до минимума число преступных операций. С этой целью, по словам Бережного, межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Госдепартамента финансового мониторинга, правоохранительных органов и НБУ, и разрабатывает некий общий список схем, типологий отмывания «грязных» денег, действующих в Украине. Правда, пока неизвестно, будет ли этот документ открытым и как с ним ознакомят банки. Но начальник Управления финмониторинга НБУ обещает, что этот вопрос решат до конца текущего года.
Было бы замечательно, если бы не только правоохранители, финразведка и НБУ, но и все коммерческие банки имели более полное преставление о процессах отмывания. Тогда, к примеру, любой псевдотуристической фирме, торгующей людьми, было бы значительно сложнее легализировать свои доходы. Впрочем, тут мы, похоже, ломимся в открытую дверь: вряд ли финразведчики могут рассказать банкирам что-нибудь новенькое по этой теме.
Пока же считается, что банки едва ли не вслепую мониторят финансовый мир, иногда просто пугая клиентов, особенно юридических лиц, «странными» требованиями о предоставлении дополнительной информации (копии контракта, выписки из реестра ценных бумаг, по которым идет расчет). Но недавно один комбанк, по словам Бережного, попросил у всех своих клиентов-юрлиц сведения об их владельцах. Компании здорово перепугались, хотя такие действия банка вовсе не выходили за рамки украинского законодательства. «Это правомерный шаг, который приводит к прозрачности в клиентской базе. Подобные действия регламентируются законом, а не волей Нацбанка, и, кстати, составляют основу отношений западных банков при работе с банками-корреспондентами других стран», — рассказал он.
А ведь никто не возмущается, если при малейшем подозрении и даже без обоснованных объяснений в США вам закроют корсчет. И единственный просчет украинских банков в том, что отечественных клиентов к таким действиям вовремя не подготовили.
«За эти два года, — констатирует факт Бережной, — мы ни разу не ставили перед собой цель проинформировать население об особенностях работы банковской системы по предотвращению отмывания грязных денег. Возможно, этому моменту действительно надо уделить больше внимания».
Глядишь, и население поймет, что банки собирают о них дополнительную информацию не для подпольных целей, а согласно требованиям закона, и всем станет легче и проще работать. Хотя, как отметил начальник отдела правового обеспечения финансового мониторинга НБУ Александр Вавдейчик, сегодня в Украине одна из наиболее профессиональных в мире систем идентификации клиентов. Тем не менее, Нацбанк совершенствует нормативно-правовую базу работы банков с тем, чтобы минимизировать риски в работе банков с клиентами. Банки сегодня — самый многочисленный отряд субъектов первичного финансового мониторинга. Об этом, по словам Вавдейчика, свидетельствует тот факт, что оттуда приходит 97% информации, которую получают финансовые разведчики.
К сожалению, в мире пока не существует идеальной национальной системы предотвращения отмывания грязных денег. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки, разные позиции по многим вопросам. Одним из таких камней преткновения стал вопрос: относить ли уход от налогообложения к отмыванию грязных денег. По мнению Александра Бережного, в такой стране с переходной экономикой, как Украина, вполне оправдано и логично разделение понятий отмывания денег и увиливания от налогообложения. «Сегодняшнее украинское законодательство вполне адекватно ситуации и не предусматривает дополнительной криминальной ответственности за отмывание такого дохода фирмой или физлицом, которые спрятали доходы от фискалов», — говорит Бережной.
Но какие бы причины не приводили к оттоку капитала или отмыванию грязных денег и перекачиванию их в оффшоры, эффект получается один — потенциальная угроза финансовой стабильности.