Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страсти по Нацбанку

Борьба интересов перенесена на законодательное поле
18 мая, 1999 - 00:00

Любопытно, что майское желание парламента придать деятельности Нацбанка законодательные рамки удивительно совпало во времени с двумя другими обстоятельствами. Точнее сказать, именно они и подтолкнули к законодательным решениям. Во-первых, после отчета (с претензией на скандальность) временной следственной комиссии ВР по проверке деятельности НБУ еще памятны переживания членов комиссии, руководства НБУ, различных лоббистов. Во-вторых, на принятии четких законов «О Нацбанке» и «О банках и банковской деятельности» давно настаивает Мировой банк, от которого Киев уже заждался очередного транша $100 млн. на реформирование финансового сектора...

Напомним, что практически все старания председателя следственной комиссии ВР Виктора Суслова по выведению на чистую воду «махинаций в болотце НБУ» успехом не увенчались. Занести топор над главной банковской головой В.Суслов фактически не может, в чем, собственно, он и расписался, резюмировав: «на месте Ющенко я бы подал в отставку». В.Ющенко, будучи на своем месте, ответил, что это был бы самый простой выход, а он намерен бороться... Через шесть дней началось второе слушание закона об НБУ. Причем в парламентском зале В.Суслов присутствовал, а В.Ющенко как раз видно не было. Еле теплящаяся надежда на полюбовное примирение двух Викторов скончалась, не приходя в сознание.

Зато поведение председательствующего на заседании ВР коммуниста Адама Мартынюка кое-что прояснило. Председатель подкомиссии по банковской деятельности Анатолий Станков рассказал корреспонденту «Дня» Виталию Княжанскому, что «из-за нарушений процедуры, допущенных А.Мартынюком, многие статьи, даже имеющие принципиальное значение, были проголосованы неправильно или же вовсе не ставились на голосование». И действительно, даже депутаты были удивлены голосованием по десять статей кряду.

Можно предположить, что Нацбанк, внешне абсолютно спокойно относящийся к голосованию закона «о себе» (главы НБУ в зале не было, а его заместитель Владимир Стельмах происходящее в зале не комментировал), занял беспроигрышную позицию. С одной стороны, поддержка наиболее многочисленной парламентской фракции теоретически может помочь Нацбанку получить закон в нужном виде и заодно противостоять усиливающемуся давлению со стороны прокучмовской СДПУ(о). За день до голосования председатель СДПУ(о) Виктор Медведчук, проигнорировав предостережение Президента не делать «негативных заявлений, которые могут повлиять на стабильность финансовой системы», вновь согласился с Виктором Сусловым в том, что деятельность НБУ заслуживает «дальнейшего расследования и принятия соответствующих решений». Правда, для этого все же необходим закон о Нацбанке. Посему телодвижения в треугольнике СДПУ(о)—Нацбанк—коммунисты стали еще более интересными. СДПУ(о), нападая на НБУ, швыряется камнями в коммунистов, в то же время она заинтересована в законе об НБУ, который «помогают» принять те же коммунисты. Нацбанк, оказавшись меж двух огней, с надеждой на закон в приемлемом варианте, рискует быть слегка использованным в финансово-предвыборной войне. Но у него все же есть выход. Уже сегодня можно предположить, что в случае «неудачного» сотрудничества с коммунистами, вынужденный любимчик Президента Виктор Ющенко первым предложит Л.Кучме воспользоваться правом вето на «неподходящий» закон...

Сегодня совершенно точно известно, что одним из важнейших для НБУ законодательно неурегулированных вопросов является создание наблюдательного совета. Пока парламент проголосовал за формирование совета из 14 человек со сроком полномочий семь лет. На Грушевского Нацбанку настоятельно предлагают, очевидно, ради большей независимости, смириться с таким наблюдательным советом, который бы в своих правах не ограничивался одними лишь наблюдениями. Естественно, НБУ такая перспектива не устраивает. Зампредседателя НБУ Владимир Стельмах рассказал «Українським Новинам», что «Нацбанк, в частности, не удовлетворяет принятый регламент работы совета банка, который, с одной стороны, является высшим управленческим органом НБУ, а с другой — его члены работают на общественных началах». «Мы согласны, — заявил В.Стельмах, — пусть это будет высший орган. Но тогда члены совета должны работать в банке на постоянной основе и нести ответственность за принятые решения». Об этом «День» предупреждал А.Станков: «Как бывший первый зам. председателя Нацбанка (когда им был Вадим Гетьман. — Авт. ) могу сказать, что в огульно принятых статьях имеется много такого, что не должно устраивать Нацбанк. Нет в законе многих концептуальных положений. Не определено, например, кто должен возглавлять совет (наблюдательный. — Авт. ) Нацбанка. Должен ли этот человек работать в НБУ или же он должен быть, как председатель совета, над Нацбанком».

Любопытно, что во время второго чтения возник вопрос о статусе служащих Нацбанка. Александр Станков, например, предложил... переименовать НБУ в Центральный государственный резервный банк. Он же заявил корреспонденту «Дня» Виталию Княжанскому, что «если бы это было принято, то служащие учреждения автоматически получили бы статус госслужащих. Тогда не потребовалась бы непрошедшая поправка Виктора Суслова о распространении действия закона об уголовной ответственности на председателя НБУ и его заместителей»... Между прочим, один из парламентариев, объясняя, почему сегодня не имеет смысла подробно комментировать свежепринятые статьи законопроекта, кратко объяснил корреспонденту «Дня», для чего нужен закон. По его словам, если «Ющенко или кто-либо другой не захочет играть по чьим-то правилам, его всегда можно будет посадить или хотя бы припугнуть». Ну как здесь не вспомнить обещания лидера пропрезидентской партии?

А между тем на третье чтение ушла и примечательная статья — «Публикации», регулирующая обнародование официальной информации НБУ. Эксперты не исключают, что «наученный» Нацбанк благодаря ей хочет «закрыть» информацию о своих валютных резервах. И вот здесь можно ожидать дружеского вмешательства еще одного заинтересованного лица — МВФ... Станет жарче...

P.S. Кстати, о версии «В.Ющенко попросит Президента воспользоваться правом вето». Есть надежда, что закон станет законом после третьего чтения. Однако, зная скорость продвижения законопроектов в парламенте, можно предположить, что В.Ющенко придется иметь дело с новым президентом.

Яна МОЙСЕЕНКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ