Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стратегический запас или «балласт»...

Какие экономические последствия будет иметь требование Президента активизировать приватизацию государственных предприятий?
23 марта, 2011 - 20:06

Президент Виктор Янукович требует безотлагательно утвердить новую государственную программу приватизации, в которой учесть активизацию этого процесса. Об этом он заявил во время заседания управляющего совета Комитета по экономическим реформам. По его словам, приватизация не только позволит получить дополнительный ресурс для проведения реформ, но и принесет ежегодно в государственный бюджет десятки дополнительных миллиардов гривен.

По словам Президента, теперь в государственной собственности находятся сотни убыточных предприятий, от которых нужно быстрее избавиться. «Я требую определить это направление деятельности правительства приоритетным. Нам необходимо избавиться от этого балласта», — подчеркнул Янукович, обращаясь к премьер-министру Украины Николаю Азарову.

«Я считаю темпы реформ в сфере приватизации и управления государственной собственностью неудовлетворительными. Устаревшая законодательная база приватизации уже давно не соответствует нынешним потребностям, — объяснил Президент. — Потому настаиваю на необходимости безотлагательного утверждения новой государственной программы приватизации и внесения соответствующих изменений в законодательство».

«День» обратился к экспертам, чтобы те поделились своим видением, как должна выглядеть новая государственная программа приватизации, чтобы остатки государственного имущества нашли эффективного владельца. Также специалисты инвестиционных компаний попробовали дать свой прогноз — какие госкомпании пойдут первыми с молотка в случае активизации приватизации, кто заинтересован в их приобретении и что от такой продажи реально может получить государство.

КОММЕНТАРИИ

Игорь БУРАКОВСКИЙ, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций:

— Важно, чтобы кроме новой программы, мы получили четкое понимание, как будут выписываться условия приватизации государственных предприятий. Если правительство в новом документе это пропишет, то сделает существенный шаг вперед. Ведь такие действия создадут определенность.

Ключевая идея очень проста — все должно продаваться на конкурентных тендерах. Пока то, что происходило вокруг процесса продажи «Укртелекома» и некоторых других объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, оснований для утверждения о существовании такой процедуры не дает.

Во-вторых, нужно, чтобы правительство четко прописало, какие обязательства должен взять на себя будущий инвестор. Ведь сегодня разговоры о продаже государственных предприятий ведутся в основном вокруг компаний, занимающих стратегические позиции в отечественной экономической системе. Ясно, что эти обязательства не должны быть просто «прихотями». Они должны быть реалистичными, чтобы их смог выполнить инвестор. Кроме того, очень важно, чтобы их соблюдение потом было реально контролировать.

Сергей НЕВМЕРЖИЦКИЙ, старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина»:

— В списке кандидатов на первоочередную приватизацию — генерационные и распределительные энергетические государственные активы. Могут быть выставлены государственные пакеты акций таких компаний, как «Киевэнерго», «Днепроэнерго», «Западэнерго», а также распределительных компаний. В будущем году стоит ожидать приватизации «Центрэнерго». Что же касается распределительных компаний, то первыми на продажу пойдут «Одессаоблэнерго», «Черкассыоблэнерго», «Киевэнерго», «Донецкоблэнерго» и «Крымэнерго». Также кандидатами на приватизацию являются «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) и государственные угольные шахты.

Среди наиболее достоверных участников конкурса — частный украинский энергетический холдинг ДТЕК, уже владеющий пакетами акций в вышеназванных предприятиях и заинтересованный в увеличении своей доли. Также среди участников могут быть Energy Standard, группа «Приват», братья Суркисы. Возможно участие в приватизации облэнерго российских компаний.

Довольно трудно спрогнозировать, сколько средств может принести государству распродажа остатков своего имущества, так как сумма зависит от того, какой способ приватизации выберет государство. Как показал пример «Криворожстали», открытый и прозрачный конкурс позволяет максимизировать приватизационные поступления.

По оценкам «Тройки Диалог», приблизительная сумма, которую может получить государство в энергетике (4 генерирующие компании плюс 5 облэнерго) при условии продажи всей доли государственного имущества, может составить 15 миллиардов гривен, а за ОПЗ — 5 миллиардов гривен.

Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики Украины:

— Я бы не называл предприятия, которые еще остались в собственности государства, «балластом». Среди них немало крупных, мощных предприятий в сырьевой отрасли (в энергетической и топливной сфере) и высокотехнологических в машиностроительном комплексе. При детальном анализе роли этих предприятий и влияния их на экономику и безопасность страны становится понятно, что некоторые из них нельзя приватизировать. Например, распределительные, магистральные и добывающие компании в сфере энергоносителей определяют возможности украинской экономики.

В целом же в собственности государства осталось огромное количество системных предприятий. И в одни руки они не должны попасть. Ведь существует риск монополизации стратегически важных отраслей экономики.

Доля государства в отраслях отличается. Например, в промышленности она достигает 30%, а в транспортной отрасли — 90%. В 100% собственности государства находятся трубопроводы. В целом же доля государственного имущества в экономике составляет 30 — 35%. На мой взгляд, государство должно оставить себе только те объекты, которые являются стратегически важными для страны, и объекты социального характера, в которых не заинтересован частный бизнес. Больше всего на государственное имущество в ходе торгов будут претендовать украинские инвесторы.

Ярослав ЖАЛИЛО, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:

— По-моему, в новой программе приватизации нужно было бы более четко прописать вопрос предприватизационной подготовки предприятий. Ведь именно от этого большей частью зависит как сам процесс продажи, так и потенциальный доход государства.

Что же касается перспективы приватизации энергогенерирующих компаний, то я считаю, что ошибочно руководствоваться в этом сложном процессе только государственной программой приватизации. А нужно, чтобы продажа и постпродажная деятельность таких и подобных субъектов отечественной экономики регулировалась отдельными законодательными актами. Это очень сложная политически, социально и экономически значимая тема, и прописать все ее нюансы в одной программе по приватизации просто невозможно.

Алла ДУБРОВЫК, Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ