Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стратегия деокупации

В Киеве презентовали проект Free Crimea
11 февраля, 2015 - 11:32

Приближается годовщина вторжения российских «зеленых человечков» на крымский полуостров. Что изменилось там с тех пор? Пресс-служба Генеральной прокуратуры Украины сообщила о начале уголовного производства по факту незаконного лишения свободы одного из лидеров меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза. И это лишь один из ежедневно фиксируемых фактов нарушения прав человека на полуострове, аннексированном Россией. Соответственно как в самом Крыму, так и в континентальной Украине нарастает внутреннее недовольство, осознание того, что крымчан грубо обманули, растут протестные настроения, направленные против российской оккупации.

В тот же день, когда в прессе появилось сообщение о реакции Генпрокуратуры Украины на задержание крымскотатарского активиста, в Киеве прошла презентация информационного центра сопротивления            — Free Krimea, которому, по замыслу организаторов, предстоит, в частности, стать коммуникационной площадкой для выработки единой стратегии для реинтеграции Крыма с Украиной. Созданная при поддержке Canada Fund for Lokal Initiatives и украинской компании Berta Communications, инициатива Free Krimea имеет в числе своих целей предоставление крымчанам объективной информации о текущих политических, экономических и социальных тенденциях на полуострове, а также подготовку аналитических отчетов и рекомендаций органам власти Украины.

А начался этот проект с социологического исследования социально-политических настроений жителей Крыма, проводить которое в нынешних условиях было очень непросто. Учитывая это, социологи компании GfK избрали метод телефонного интервью посредством звонков на стационарные телефоны. Таким образом с 16 по 22 января было проведено 800 интервью с жителями Крыма старше 18 лет, проживающими в городах с населением больше 20 тысяч человек. Максимальная статистическая погрешность исследования            — 3,5%. Докладывая о его результатах, заместитель директора GfK Глеб Вышлинский отметил, что опрос дома у корреспондентов на политическую тематику в Крыму невозможен, поскольку люди просто боятся говорить то, что они думают. Он также отметил еще одно ограничение: поскольку в селах, где преимущественно проживают крымские татары, уровень телефонизации довольно низкий, то оценки могут быть заниженными относительно точки зрения этнических украинцев и, прежде всего, крымских татар.

Сегодня очевидно, что результаты этого опроса недостоверны, поскольку в Крыму действует российский закон, согласно которому утверждение какого-либо лица о том, что Крым включен в состав Украины незаконно, или сомнение в его принадлежности РФ является уголовным преступлением и карается как проявление экстремизма. Принимая во внимание тот факт, что с начала марта прошлого года в Крыму, как и сейчас на Донбассе, весь эфир и все средства связи прослушиваются ФСБ, утверждение любого из респондентов по телефону (по стационарному, с указанием домашнего адреса и ФИО владельца!) о том, что Крым не российский регион либо что он аннексирован незаконно (как и на любые другие «подозрительные» вопросы анкеты!), влекло за собой уголовное преследование, жители Крыма не могли честно отвечать на этот вопрос в ходе опроса фирмы GfK.

Среди выводов, сделанных по результатам исследования, три проблемы, которые беспокоят крымчан больше всего, это вооруженный конфликт на востоке Украины (42%), инфляция (40%) и транспортная изолированность полуострова (22%). Оказалось, что наиболее активно поддерживают вооруженное присоединение Крыма к России крымчане старшего возраста. Благодаря им поддержка аннексии составляет 82%. Вместе с тем 39% считают невозможными полномасштабные военные действия между Украиной и Россией. 34% считают их скорее невероятными. И лишь 14% считают войну вероятной, а 12% затрудняются с ответом. Но 72% тех, кто считает войну вероятной, полагают, что военные действия затронут и Крым. Однако изложенный выше факт об особенностях телефонного опроса в Крыму делает все эти цифры либо сильно приблизительными, из-за чего погрешность может составлять неприемлемую величину до 50% и даже больше, либо вообще недостоверными! 

Несколько неожиданные ответы получены на вопросы относительно благосостояния. Половина опрошенных считают, что их материальное положение за последний год улучшилось, а треть — что оно осталось прежним. Ухудшилось оно у 13%.

Хотя на самом деле все реальные исследования экономики Крыма показывают падение производства на 30—80% в разных отраслях и обнищание населения  в 2—4 раза из-за падения курса рубля в 2 раза, повышения цен на продукты и товары первой необходимости от 2 до 8 и больше раз. Обнищание связано также со снижением зарплат и пенсий крымчанам с 1 января 2015 года, когда в Крыму начало действовать российское законодательство в полном объеме.

Что так ослабляет сейчас позиции Украины в Крыму? Как считает политический эксперт Крымского института стратегических исследований Сергей Костинский, таким фактором является война на востоке. По его мнению, это фактор нестабильности украинского государства. Эксперт считает, что очень важно сформировать позицию государства по Крыму, которая сегодня «не артикулируема». Российская Федерация, по его мнению, имеет свою стратегию, а Украина ведет себя непоследовательно, несистемно, решения принимает ситуативно. «В результате мы сами рядом шагов помогаем дезинтегрировать Крым от Украины», — говорит он. По сути, у многих крымских украинцев сегодня уже пропала вера и надежда на то, что их Родина — Украина — когда-нибудь соберется возвращать Крым, поскольку  украинские органы власти сегодня не только не выработали программу возвращения, но совершенно ничего не делают для того, чтобы вернуть Крым хотя бы в ближайшем будущем, и рядом шагов даже отталкивают крымских украинцев и гасят их надежду на освобождение. Громкое заявление Петра Порошенко о том, что Крым был и останется украинским, повисло в воздухе и не имеет никаких последствий...  

«Социологи сделали все возможное, — отмечает руководитель проекта Free CRIMEA Тарас Березовец,            — но мы должны понимать, что Крым... сегодня превращается в настоящий остров, отрезанный от материка политически, экономически и социально. Люди, отвечавшие на вопросы по телефону, говорят одно, а думают другое. Всеобщая атмосфера доносительства, страха и подслушивания российскими спецслужбами (люди часто доносят на своих соседей) мешает до конца понять, что происходит в головах крымчан. Тем не менее многие маячки, о которых говорят авторы исследования, в частности, что российским каналам доверяют всего 10% тех, кто их смотрит, это вехи, на которые мы должны опираться. Сегодня в Крыму по-прежнему смотрят украинское телевидение, читают украинские новостные сайты — это четкий указатель для людей, призванных заниматься информационной безопасностью».

«Нам в Крыму, — подчеркивает Березовец, — нужны элементы не лобовой, а мягкой пропаганды. Мы должны находить правильные слова, чтобы не оттолкнуть людей, находящихся в замешательстве».

Руководитель проекта считает, что «не следует пугаться» некоторых неприятных цифр, полученных в результате социологического исследования методом телефонного опроса. «Если бы интервьюеры GfK не звонили по телефону, а пошли бы на личные встречи, они бы все уже сидели в СИЗО».

Что будете рекомендовать властям страны, чтобы Крым снова стал украинским — спросил «День» организаторов проекта. «Мы — не ястребы, и нам чуждо стремление прикрыть Крым, заблокировать, и тогда, мол, все крымчане признают, что лучше жить в Украине», — ответил Сергей Костинский. «Такого мы не станем советовать, — продолжил Костинский. — Опыт Грузии показывает, что это черта, за которой очень трудно понять друг друга и активизировать процесс возврата территории. Необходимо создавать коммуникации, коммуникации между полуостровом и материком, что позволит учиться, бывать, работать на материке, путешествовать в обе стороны, пользоваться всеми благами, которыми могут пользоваться крымчане как граждане Украины. Украинское государство не должно применять принцип тотального обвинения населения Крыма в оккупации полуострова. Тут должен быть индивидуальный подход к тем, кто действительно сознательно  шел на преступления».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ