«Украина вернулась к росту. И это стало возможным благодаря поддержке МВФ, Мирового банка и всех стран-членов группы МВФ и МБ, — сказал министр финансов Украины Александр Данилюк на заседании региональных групп государств-членов МВФ и ВБ. — Политическая нестабильность в государстве осталась позади. Новое правительство твердо и решительно настроено внедрять безвозвратные положительные изменения для развития и процветания Украины».
БЕЗ ФАТАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Несколько другой опыт и критерии оценки успехов у главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой. По ее словам, МВФ, а также Мировой банк помогли спасти Украину от экономической катастрофы. Это благодаря их финансовой поддержке правительство и Нацбанк смогли взять под контроль ситуацию и не допустить «фатальных» последствий. «Без поддержки МВФ, Всемирного банка и без помощи партнеров было бы невозможно восстановить макроэкономическую стабильность. НБУ сам с этим бы не справился», — признает Гонтарева и подчеркивает, что Украине удалось не только получить доступ к программе расширенного финансирования МВФ, но и заработать себе так называемый «финансовый зонтик».— Не является ли такая оценка несколько завышенной? На днях появилось сообщение, что Международный валютный фонд может в два раза уменьшить сумму транша для Украины. Об этом «Экономической правде» сообщил источник в правительстве. «Объем транша может быть уменьшен до 1 миллиарда долларов», — сказал он. А ведь Украина рассчитывала получить от кредитора 1,7 миллиарда...
«СЕЙЧАС. БЫСТРО. НЕМЕДЛЕННО»
Разные системы координат используют для своих оценок и независимые эксперты. Так, директор компании «Украгроконсалт» Сергей Теофилов считает, что на макроуровне украинской экономики существуют только краткосрочные стратегии. На них же базируются и все реформы. «Основное их содержание, — говорит Теофилов, — побыстрее получить деньги в кредит. Сейчас. Быстро. Немедленно. А когда кредиторы отказывают, заняться широкомасштабной приватизацией». Он уверен, что заимствование на международных рынках для покрытия текущих ассигнований при отсутствии надежных источников средств для возврата этих долгов — это «стратегия неимущего».— Исследования, проведенные компанией Украгроконсалтинг, по словам ее директора, показали, что для создания эффективной стратегии реформ необходим, прежде всего, поиск точек роста — источников генерирования средств, поскольку нужно хорошо знать и быть уверенным, откуда именно будут возвращаться полученные кредиты. «Мы глубоко убеждены, — подчеркивает Теофилов, — что критерием развития Украины в настоящее время может быть лишь успешность реформ, обнаружение и поддержка в их ходе точек роста — тех производств, которые могут генерировать добавленную стоимость и быть источником покрытия как внутренних, так и внешних долгов государства».
«НОЛИ У НАС БУДУТ — ВОТ И УСПЕХИ»
Критерием эффективности и успешности реформ в Украине, по мнению доктора экономических наук Алексея Плотникова может быть как динамика роста ВВП, который уже сейчас показывает, что Украина перестает и вскоре может выйти на нули. «Еще неизвестно, будет ли в этом году у нас рост, но нули-то у нас будут, — прогнозирует профессор и добавляет: — Вот и какие-то успехи у нас есть».— Неудовлетворительные социальные параметры восстанавливающейся экономики Плотников объясняет действием неолиберальной модели, которая в последние два года «просто обострилась». «Государство, которое думает о своем будущем, должно понимать, что в стране есть не только абстрактные параметры, согласованные МВФ, но и простые граждане, которые время от времени ходят на выборы», — отмечает профессор.— Он уверен, пока государство не обеспечит любому простому гражданину доходы, с помощью которых он будет относительно нормально существовать в течение всей жизни, и не будут выполнены параметры доступного здравоохранения и образования, перспективы у такой модели развития страны не появятся. По ВВП есть шансы, а по социальным параметрам, по уровню жизни Украине очень далеко до стран, где жить комфортно не только правящей элите, резюмирует Плотников и добавляет, что Украине будет очень трудно догонять другие страны по уровню социального развития, поскольку 5–6% ВВП будет ежегодно уходить на обслуживание долгов.
ПОЧЕМУ DOING BUSINESS ВЫРОС, А ИНДЕКС СЧАСТЬЯ УПАЛ
Экономический аналитик, член правления Института мира Всеволод Степанюк также не видит особых перспектив в социальной сфере. Он напоминает о едва ли не единственной существенной реформе, на которую возлагались большие надежды — о снижении ставки единого социального взноса. «У нас после этого хоть чуть-чуть выросли зарплаты? — спрашивает аналитик и отвечает: — Все эти миллиарды не поступили в Пенсионный фонд, а упали в карман олигархов и, судя по статистике, не были вложены в модернизацию производств — ушли в оффшоры».
«У нас не стимулируется экспорт, не стимулируется внутренний рынок, чтобы товары отечественного производства находили сбыт в стране, — отмечает Степанюк, — А для того, чтобы осваивать рынки Евросоюза, у украинских предприятий нет средств (в цене товара до 70% должно уходить именно на продвижение на рынок). Неправильно говорить, что мы абсолютно технически отсталые, это совсем не так. Просто политика нашего государства не позволяет предприятиям нормально конкурировать на внешних рынках, тогда как внутреннего рынка из-за низкой покупательной способности населения у нас совсем нет».
«Наше правительство считает важнейшим критерием успеха своей работы показатель легкости ведения бизнеса — Doing Business, — рассказывает Степанюк и добавляет: — Могу доказать, что это не так». По его словам, с 2013 по 2015 год мы поднялись в этом рейтинге со 112 на 83 место. Но за то же время индекс человеческого развития с 78 места опустился на 71-е место, индекс процветания страны с 64 места переместился (и это отнюдь не вверх, а вниз) на 70-е. И главное: рейтинг счастья у нас с 87 места, на котором мы были в 2013 году, съехал на 123-е. Россия там на 56-м, Польша — на 57-м, Беларусь — на 61-м...