Чтобы «перезапустить» строительную отрасль и привлечь инвестиции, необходимо как можно скорее доработать и имплементировать на местах Закон «О регулировании градостроительной деятельности». К этому призывают эксперты, представители власти и участники строительной отрасли. Ведь именно этот документ направлен на привлечение инвестиций в строительную отрасль и страну в целом.
В отраслевом министерстве прокомментировали эту ситуацию. «Сейчас Минрегион провел ряд мероприятий по актуализации градостроительной документации в регионах», — рассказывает директор департамента градостроительства, архитектуры и планирования территорий Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегион) Игорь Соколов. Ведь факт наличия такой документации, по его словам, как и системы Градостроительного кадастра населенного пункта, в значительной степени содействует потенциальным инвесторам в получении разрешений для начала строительства по упрощенной процедуре, предусмотренной этим законом.
В свою очередь вице-президент — председатель совета директоров Конфедерации строителей Украины (КСУ) Александр Ротов отмечает, что в настоящее время проводиться «разъяснительная работа» с органами местного самоуправления относительно новых законодательных норм и правил в градостроительной деятельности. Он добавил, что такая работа ведется в тесном сотрудничестве посредством переговоров и консультаций с представителями и экспертами Всемирного банка, который также предоставил финансовую поддержку для имплементации закона о регулировании градостроительной деятельности. «В результате таких переговоров Всемирный банк выделил для Конфедерации грант в размере $1 миллион именно для этой работы», — говорит о финансовой помощи Всемирного банка для запуска на местах этого проекта Ротов. По его мнению, не смотря на все разъяснения, указанный закон не идеален и требует доработки.
Как рассказал начальник Главного управления градостроительства и архитектуры Киевской горгосадминистрации Сергей Целовальник, одним из самых существенных недостатков указанного закона является отсутствие полномочий и «рычагов влияния» (через возможность запрета или разрешения строительства) у главных архитекторов и территориальных органов центральных органов исполнительной власти Украины. Ведь все основные полномочия распределены между министерствами и ведомствами, добавляет он. Ведь и сейчас, по его словам, Главархитектуре не просто, но она пытается бороться с нарушениями в сфере градостроительной деятельности и не идти на поводу у инвесторов, для которых цель заключается в том, чтобы получить земельный участок, построить и продать жилье, а затем уйти. Главный архитектор Киева также отметил отсутствие такой необходимой актуальной градостроительной документации как генпланы, детальные планы территорий населенных пунктов, градкадастры и прочее, которая согласно закону должна учитываться при принятии решений по реализации проектов строительства, — однако она еще не готова и даже не разработана в полном объеме.
Свои замечания, учитывая реальную практику применения закона, сообщают и юристы. По мнению юриста Salans FMC SNR Denton Анжелики Штукатуровой, под закон разработано множество поднормативных актов, но не все они между собой согласованы. В частности, говорит она, закон фактически запрещает предоставление земельных участков без генплана, плана зонирования и детального плана. «Множество наших клиентов за последние два года не получили земельного участка из-за этого положения законодательства. Этот вопрос был направлен правительству, и в мае им было дано задание активизировать создание и принятие Генпланов населенных пунктов. Все, кто мог, и у кого было что активизировать, пытались это сделать, у кого не было финансирования и генпланов — сделать этого не могли физически. Мы понимаем представителей органов местного самоуправления, которые не хотят получить потенциальную уголовную ответственность за предоставление земучастков. Следовательно, это положение необходимо изменить или отложить его действие, или продумать другой механизм как это будет работать», — говорит она.
Кроме того, по словам юриста, беспокоит и «странная тенденция по увеличению нормативной оценки земучастков». «Это фактически приводит к тому, что проект — на нулевой стадии, вы только начали строить, а вам делают нормативную оценку договора аренды с коэффициентом 12. Посчитайте, за 5 лет такой аренды вы фактически выплачиваете стоимость земучастка. Я понимаю, надо пополнять бюджет, но если ставить максимальную ставку арендной платы, поймите — через год-два количество желающих построить большие объекты уменьшиться. Потому что свободных денег в мире почти нет», — объясняет Штукатурова.
Есть и другие точки зрения. По словам начальника управления разрешительных процедур Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины Александра Сергиенка, упростилось получение разрешительной документации путем внедрения уведомительного и декларативного принципа начала строительства (99% всех объектов в январе-июне 2013 года) и ввода объекта в эксплуатацию. Так, говорит он, налицо положительная динамика роста количества зарегистрированных документов на право начала выполнения строительных работ всех категорий сложности начиная с 2011 года: в первом квартале-2013 рост составил 15%, во втором — 12%. Сократилось и количество плановых проверок Госархстройконтроля объектов строительства. На сегодня соотношение плановых проверок к внеплановым составляет 1/10, подчеркнул Сергиенко.
Несмотря на «бравые рапорты» контролирующих и регулирующих госорганов о росте показателя ввода в эксплуатацию жилья в Украине, комментирует предыдущее высказывание глава наблюдательного совета «Всеукраинского союза строительных материалов и изделий», вице-президент КСУ Иван Салий, падение в строительной отрасли в январе-июне 2013 года составило 19% к аналогичному периоду 2012 год. При этом в Киеве спад, по его словам, — 27%. По мнению Салия, игнорирование действующим законом «О регулировании градостроительной деятельности» полномочий территориальных органов центральных органов исполнительной власти, является не более чем «способом установить контроль над денежными потоками» в строительной отрасли. «Возможно, закон и хороший — в перспективе. Он может и для Европы хорош, но мы в Европе будем через 100 лет, если будем, — поэтому нужно писать законы для «наших», но законы для «наших» мы не можем написать, потому что пишут же «наши», и эта практика заключается в том, что результата нет», — подчеркнул он.
Так что, подытоживают эксперты, отстаивать инвестиционный имидж Украины на международном уровне и бороться со строительными нарушениями должна вся страна. А это будет возможно только в случае соблюдения закона на всех ступенях власти.