Российское ООО «Центр осуществления расчетов», которое входит в структуру энергетического холдинга «Интер РАО», направило официальное письмо в адрес госпредприятия «Укринтерэнерго» с требованием объяснений относительно отключения электроэнергии в Крыму. Об этом вчера сообщили украинские СМИ. В частности, соответствующий документ оказался в распоряжении ТСН.
В письме, опубликованном на сайте издания, говорится, что, согласно контракта, между ООО «ЦОР» и ГПВД «Укринтерэнерго», который был заключен 29 декабря 2014 года, Украина должна поставить в ноябре текущего года 500 079 523 кВт/час на условиях бесперебойного снабжения. С 20 ноября поставки снизились, а с 23:19 21 ноября — прекратились совсем.
Российская компания сетует, что их не предупредили о перебоях снабжения. «Прошу Вас в кратчайшие сроки направить по нашему адресу информацию о причинах ограничения и последующего прекращения снабжения электроэнергии, а также немедленно возобновить поставку электроэнергии, согласно контракту, что будет обеспечивать в полном объеме фактический почасовой график потребления», — отмечено в письме.
Также указывается, что п. 4.3. контракта предусматривает право российской стороны начислить Украине штраф в размере 20% стоимости фактического и согласованного в отчетном периоде объема электроэнергии. По данным ТСН, речь идет о четырех миллионах гривен штрафа в сутки. В том случае, если российская компания подготовит иск, дело будет рассматриваться в суде города Москвы.
Как известно, контракт на импорт российской электроэнергии 28 декабря 2014 года подписал и.о. генерального директора ГП «Укринтерэнерго» Василий Андриенко, который был назначен на эту должность за несколько дней до подписания.
Премьер-министр Арсений Яценюк в конце января 2015 года обратил свое внимание на этот контракт, в частности на то, что там употребляется понятие «Крымский федеральный округ».
Министр энергетики Владимир Демчишин тогда оправдывался, что в конечном варианте текста контракта словосочетание «Крымский федеральный округ» отсутствует. Также он заверил, что договор является выгодным для украинской стороны и благодаря подписанию в Украине прекратились веерные отключения.
А позавчера Демчишин еще и «отчитался», что Украина, якобы, «заработала на поставках электроэнергии в Крым». «Договор за период своего существования принес прибыль. Если в марже, то это приблизительно 3%, учитывая большой объем — это свыше 300 миллионов гривен», — заявил министр. По его словам, общий оборот по контракту за 10 месяцев составляет около восьми миллиардов гривен.
Пока в правительстве никак не комментируют судебную перспективу одностороннего прекращения выполнения контракта о снабжении электроэнергии в Крым, эксперты «Дня» очертили еще ряд экономико-политических проблем, которые возникли во всей этой «энергетической истории».
ЗАПЛАТИМ ЗА ПРОСТОЙ И ЗА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Зиновий БУЦЬО, начальник управления информационной политики ГП НЭК «Укрэнерго»:
— Как национальная энергетическая компания, где еще действуют достаточно строгие законы, мы обязаны выполнять подписанные нами договоры о том, что будем транспортировать всю энергию туда, куда предусмотрено условиями договоров, заключенных соответствующими государственными органами, — либо это импорт, либо это экспорт. Мы их обязаны выполнять, потому что иначе это экономически наказуемо. Для цивилизованных стран не является нормальным невыполнение того, что подписали.
К тому же мы по своим нормативам обязаны устранять возможные нарушения системы энергоснабжения, как физических объектов, так и утвержденной схемы. И не имеем права не принимать соответствующие меры для этого. Поэтому у нас уже есть убытки от простоя как в выходные, так и в рабочие для многих бригад (полсотни людей и десятки единиц техники), которые могли бы сделать много другой безотлагательной работы. Имеем финансовые расходы (по-видимому, свыше миллиона гривен) на устранение повреждений.
Авария в данном случае абсолютно не повлияла на атомные станции. Они причастны к нынешней ситуации только в том плане, что из системы выпала потребность в 600 МВт и диспетчерская служба, согласно логике и инструкциям, сбросила эту мощность с тех станций, которые поставляли электроэнергию в Крым.
Не навредило ли это Украине? Никоим образом. Николаевская область снабжается по нормальной схеме. И Херсонская также. Но два ее южных района пришлось переключить с подстанции «Титан», которая находится на оккупированной территории, на подстанции в Херсонской области.
РАЗОРВЕМ «СХЕМУ ГРИГОРИШИНА»
Александр ТКАЧЕНКО, генеральный директор Центра исследований энергетики:
— В энергетике блокада Крыма никаких наших проблем не решит. Хотя схема, по которой мы работали с полуостровом, конечно же, Украине не выгодна. Мы, в соответствии с ней, покупали у России тот объем электроэнергии, который поставляли в Крым. Эта коррупционная схема пролоббирована известным олигархом Григоришиным, и все поставки электроэнергии из России в Крым и в Украине — сделаны при его непосредственном участии, он даже об этом публично заявлял.
Правильная схема: Украина производит электроэнергию и продает ее в Крым по адекватным экспортным ценам. Это понятно даже без всякой блокады. Но и она никаких проблем Украины не решит, а ситуацию с углем, которая искусственно создана, и это факт, с помощью Минэнерговугилля и национального регулятора, только усилит.
Меня тревожит то, что может сделать Россия в ответ на наши действия в отношении Крыма. Первое — она может закрыть перетекание электроэнергии. Чем это нам грозит? Если бы у нас в настоящий момент было достаточно угля, то никакой угрозы не было бы. Но на сегодня на складах электростанций вместо запланированных и необходимых по самым скромным оценкам 3,2 миллиона тонн (из них 1,6 миллиона, а лучше 1,8 миллиона тонн должен быть антрацит) лежит 2,1 миллиона тонн, в том числе только один миллион антрацита. Остальное — длиннопламенный уголь (газовая группа). Вот тут может возникнуть проблема. Она вероятна потому, что ни Минэнерговугилля, ни национальный регулятор, несмотря на все поручения премьер-министра, решения антикризисного штаба, рекомендации украинских, канадских, американских и европейских экспертов, ничего не сделали для того, чтобы поставки из зоны АТО, которые, как мы с вами понимаем, полностью контролируются россиянами, подстраховать импортным углем. В результате могут возникнуть достаточно сложные ситуации. Даже если сейчас срочно кинемся подписывать импортные контракты, то как минимум два с половиной — три месяца пройдет, пока приплывет первый корабль.