Харьковский областной совет призвал Кабинет министров Украины и Нацкомиссию, регулирующую энергетику и сферу коммунальных услуг (НКРЭКУ), пересмотреть тарифы на жилищно-коммунальные услуги в сторону понижения. «Просим принять решение об отмене постановления Кабинета министров от 1 октября 2015 года №758 и от 27 апреля 2016 №315 и отмене нормативных актов НКРЭКУ, принятых на основании указанных постановлений, и настаиваем на публичном обнародовании методики расчета и обосновании повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги», — говорится в обращении облсовета к Кабмину и НКРЭКУ, принятом на сессии.
В облсовете понимают необходимость реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг и осознают всю сложность социально-экономической ситуации в Украине, однако принимают данное обращение «с целью снижения социальной напряженности среди населения и содействия стабильным расчетам граждан за полученные жилищно-коммунальные услуги». По мнению авторов документа, правительственное постановление №315 существенно увеличило цену на природный газ для потребителей без проведения анализа и каких бы то ни было социально-экономических обоснований.
Как следствие, НКРЭКУ приняла ряд нормативных актов, которыми установлены новые, существенно большие тарифы на тепло и горячую воду. Это, по мнению авторов, ведет к значительному ухудшению финансового положения населения; росту задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, проблемам для предприятий, обеспечивающих энергобезопасность региона и страны в целом; существенному росту объемов субсидий населению, которые нужно предусмотреть в государственном бюджете.
Последний из этих выводов подтвердил в тот же день и министр социальной политики Украины Андрей Рева. «Субсидия в среднем вырастет процентов на 25, но это только прогноз», — сказал министр перед заседанием правительства. На данный момент, по его данным, субсидии оформили около 6 миллионов домохозяйств. С началом отопительного сезона, по прогнозу министра, количество субсидиантов может вырасти на 3,5 миллиона.
Но с 1 сентября произошло также очередное повышение тарифа на электроэнергию. «В годы правления господина Януковича промышленность платила (за электроэнергию) по высоким тарифам вместо нас с вами, — объясняет ситуацию сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, — эта разница составляла по стране примерно три миллиарда гривен. С точки зрения либеральной экономики это неправильно. Перекрестное финансирование искривляет рынок, лишает стимулов для развития и инвестиций». И с 2015 года регулятор принял поэтапный план повышения тарифов на электроэнергию. По словам Марунича, с начала 2015 года до марта 2017 года тарифы на электроэнергию должны вырасти в 3,6—3,8 раза. С 1 сентября четвертый этап этого забега — тариф повышен в среднем на 26%. Потребители, использующие от 100 до 600 киловатт, будут платить за один киловатт-час 1,29 гривни, констатирует эксперт.
В марте следующего года будет еще один этап, который вроде бы, должен быть последним, но, как прогнозирует Марунич, «это еще не факт». Дело в том, что все эти повышения проводились для того, чтобы ликвидировать перекрестное финансирования, но этого не произошло. По оценкам НКРЭКУ объем перекрестного субсидирования в 2015 году достиг 44 миллиардов гривен, тогда как при Януковиче оно составляло примерно 30 миллиардов. Очевидно, что и за 2016 год желаемых изменений не будет, говорит эксперт, потому что НКРЭКУ будет вынуждено повышать тарифы на электроэнергию для предприятий и дальше, потому что есть проблемы с обеспечением тепловой электрогенерации углем, а взаимные задолженности на энергорынке страны достигли 40 миллиардов гривень.
Правительство, как правило, не прислушивается ни к обращениям областных советов, многие которых даже приняли меморандумы, «останавливающие» рост тарифов, ни к мнению экспертов. В этих условиях экспертное сообщество взяло курс на выяснение тарифных отношений с правительством в судах. Эксперт по энергетическим вопросам, экс-член НКРЭКУ Андрей Герус обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления Нацкомиссии от 3 марта. 2016 года, которой была введена формула на ценообразование угля для тепловых электростанций, получившую в народе название «Роттердам плюс доставка». По мнению Геруса, НКРЭКУ до сих пор не предоставила полного расчета цены угля и электроэнергии по этой формуле. Он также уверен, что «Роттердам-плюс» не дал обещанного эффекта относительно независимости и гарантированности поставки угля. По его данным, запасы угля на конец августа на 40—45% ниже, чем год тому назад, когда упомянутой формулы не было и в помине. Эксперт убежден, что эту формулу введено исключительно для дополнительной выгоды («дополнительных чаевых») некоторым производителям электроэнергии.
«В минувшую пятницу я тоже отнес иск в Окружной административный иск г. Киева, — рассказывает исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрий Боярчук, — это мой первый иск против государства». Боярчук поддерживает Геруса, который первый публично поднял вопрос сомнительной схемы. «Андрей сделал страшную вещь — говорит экономист, — вынес за рамки узкого круга «энергетических элит» одну из коммерческих тайн угольного бизнеса. И даже больше, он объяснил это настолько прости и доступно, что и школьники поняли, как нужно «правильно» продавать уголь, а сам «Роттердам+» стал широко узнаваемым мэмом».
«Почему чиновники просто проигнорировали настолько скандальную ситуацию? — спрашивает Боярчук и отвечает: — Если правильно перемешивать кашу в головах, то будут думать, что «Роттердам+» связан с ростом тарифов на электроэнергию для населения. А это вроде бы реформы, и их даже МВФ поддерживает». Вторая причина, по мнению эксперта, заключается в том, что есть и другие непопулярные решения, как, например, повышение стоимости отопления, на фоне которых «небольшое хулиганство» с покупкой угля просто затеряется.
Между тем 6 сентября Окружной админсуд Киева уже начал разбираться с подобным делом. Общественная организация «Тарифная мобилизация» оспаривает положения постановления Кабмина, который установил завышенную вдвое цену на газ для населения и теплокоммунэнерго. Рассмотрение дела по сути намечено на 27 сентября. Как сообщил «Дню» руководитель общественной организации «Публичный аудит» и соучредитель «Тарифной мобилизации» Максим Гольдарб, «юристы организации в иске акцентируют, что в указанном постановлении отсутствуют любые экономические расчеты и структура граничной розничной цены. Кроме того, они обращают внимание суда на то, что цена на природный газ для бытовых потребителей была установлена при отсутствии финансового плана газодобывающей компании «Укргазвыдобування» за 2015—2016 годы и ее инвестиционных программ развития».
По мнению Гольдарба, цена украинского газа, включая и прибыль для отечественной газодобывающей отрасли должна составлять не больше 3,5 тысячи гривен за тысячу кубометров. А в утвержденной цена на газ к ней добавлены еще почти столько же необоснованных налоговых утяжелений в виде ренты и специальных налоговых обязательств. «Мы все платим государству ренту за газ, который, по Конституции, принадлежит нам, гражданам Украины, — отмечает юрист, — Так происходит искусственное наполнение «кошелька» под названием «Нафтогаз».