Такую статистику озвучил заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины, куратор проекта «Национальный реестр контролирующих органов» Алексей Мирошниченко в прямом эфире радио «Эра». Среди них, по словам эксперта, более 40% проверок были внеплановыми.
«Сумма наложенных штрафных санкций на бизнес составила три миллиарда гривен. Но если посмотреть, что реально поступило в государственный бюджет, то эта цифра составит лишь 900 миллионов гривен. Возникает вопрос — где делись более двух миллиардов гривен и почему бюджет их не получил? Ну, есть определенная логика, что некоторые предприятия обжалуют санкции в судах. Но не думаю, что это этих два миллиарда гривен, а значит, это уже составляющая коррупционных действий», — отметил Мирошниченко.
По словам заместителя председателя Совета ФРУ, во время внеплановых проверок 650 тысяч руководителей было привлечено к ответственности. «И это люди, которые создают рабочие места, платят налоги в государственный бюджет», — подчеркнул Мирошниченко.
В Федерации работодателей рассказывают о примере одного из сельскохозяйственных предприятий, которое в прошлом году контролирующие органы проверили 533 (!) раза. «Это предприятие на своем сайте открыло рубрику: «Кто нас сегодня проверяет». Они посчитали, что выдали контролирующим органам 15 тонн документов. Получается, что предприятиям некогда даже работать», — подчеркнул Алексей Мирошниченко.
По подсчетам Федерации работодателей, бизнес теряет около 27 миллиардов гривен в год от остановок предприятий контролирующими органами. Например, если останавливается ресторан, то он за день простоя теряет около 15 тысяч гривен. Парикмахерская — около 1000 гривен в день. У представителей крупного бизнеса эти цифры еще выше: хлебокомбинат несет ущерб в размере от 100 до 225 тысяч гривен, а металлургический комбинат — до 4 миллионов гривен за один день.
Поэтому работодатели уже составили реестр органов, которые могут проверить любое предприятие, и подчеркивают, что более половины из них наделены гиперфункциями. «Всего их 70. При этом 44 из них имеют право остановить работу бизнеса», — отмечает Мирошниченко. Впрочем, он подчеркнул, что дело не просто в количестве контролирующих органов. «Бизнес больше беспокоят другие цифры, которые мы увидели во время составления Национального реестра. Одним из таких угрожающих для инвестиционной привлекательности Украины и свободы ведения бизнеса в нашей стране является число органов, которые могут останавливать или приостанавливать работу бизнеса», — подчеркнул Мирошниченко.
Заместитель председателя Совета ФРУ отметил, что одной из главных задач для Федерации работодателей Украины после составления Национального реестра контролирующих органов является способствование тому, чтобы без решения суда ни одно государственное учреждение не имело права останавливать или приостанавливать работу бизнеса в Украине.
Правда, юристы, сопровождающие споры бизнеса с контролирующими органами, в «справедливый суд» уже почти не верят. Говорят, что когда дело доходит до суда, то он в 9 случаях из 10 выносит решение в интересах контролирующего органа, и далеко не всегда это решение мотивировано юридически. Юристы предполагают, что система сегодня «мотивирована» осуществлять подобное судопроизводство необходимостью «наполнить бюджет». И приводят статистику, что лишь за прошлый год налоговые инспекторы «принесли» бюджету 26,6 миллиарда гривен, выиграв 92% дел (42,5 тысяч (!)). Напомним, доходная часть государственной казны на 2012 год составляла 367 миллиардов гривен.
В комментарии «Дню» партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Шемяткин заметил: «Когда ответственность конкретного чиновника будет реальной, он задумается: писать ему незаконный акт проверки или нет. Сегодняшняя же ситуация безнаказанности (или, точнее, избирательной наказуемости «неугодных») до такой степени развратила «угодных», что они даже не пытаются создать видимость соблюдения закона. А как иначе объяснить ситуацию, когда судья рассматривает 700 дел в месяц, тратя менее 15 минут на дело (написание решения, ознакомление с материалами дела, заслушивание сторон процесса)? Как объяснить бесконечное доначисление плательщикам налоговых обязательств по одним и тем же вопросам, в отношении которых суды уже несколько раз отменяли подобные решения того же начальника налоговой или таможни?»
Алла ДУБРОВЫК, «День»
КОММЕНТАРИЙ
Евгений ЧЕРНЕЦКИЙ: «Лишь 10 процентов дел, по которым организации судятся с контролирующими органами, выигрывают»
«День» попросил прокомментировать основные проблемы бизнес-климата в Украине председателя «Союза защиты прав предпринимателей» Евгения Чернецкого.
— Федерация работодателей озвучила статистику, что в минувшем году бизнес пережил более двух миллионов проверок контролирующих органов. На ваш взгляд, это — много?
— Не число проверок является проблемой для предпринимателей, хотя это тоже плохо, потому что их очень много, а низкая возможность предпринимателей защищаться от неправомерных выводов этих проверок. Уже стало практикой, что инспекторы приходят на предприятие и, не заглядывая в документы, рисуют нарушения и начисляют налоги или взыскания. Раньше, если подобные решения принимались и если там были действительно несправедливые выводы, то можно было пойти в суд и обжаловать их. Процент успешных решений в интересах предпринимателей был довольно большим. За последних пару лет ситуация изменилась. На сегодняшний день выиграть иск у государства почти невозможно. Лишь 10 процентов дел, где организации судятся с государственными контролирующими органами, выигрываются.
— Власть отчитывается об успешном курсе на либерализацию фискальной и регуляторной государственной политики. Из опыта вашей общественной организации, этот курс ощущается? Или наоборот, происходят обратные процессы, которые, собственно, подтверждает статистика Федерации работодателей?
— Я этой либерализации не замечаю. Пока у нас не будет справедливой судебной системы и пока отношение к предпринимателям не будет таким, каким оно должно быть, никакой либерализации и не стоит ждать.
— Работодатели уже составили реестр органов, которые могут проверить любое предприятие. Всего в нем — 70 таких организаций, и 44 из них имеют право остановить работу бизнеса. Это — нормальная практика для страны с цивилизованными правилами ведения бизнеса, как вы считаете?
— Вопрос коррупции и вопрос судебной системы — их поднимают в принципе все, в частности и международные структуры, ведущие бизнес в Украине. Очень тяжело. Я уже не говорю о малом бизнесе, который больше всех страдает в данном случае. Недаром в международных рейтингах легкости ведения бизнеса в мире на сегодняшний день Украина где-то в конце (Doing Business 2013 — 137 место из 185 стран. — Авт.).
— В вашу общественную организацию сегодня чаще всего обращаются с какими проблемами?
— В основном — это проблемы налоговой и таможни. С ними трудно сегодня работать. В строительной сфере мы заметили изменения в худшую сторону, когда инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) с 1 января 2013 года получила более широкие полномочия. С одной стороны, новое градостроительное законодательство упростило процедуру отвода земельных участков. Но контроль над процедурой строительства и те штрафы, которые могут составлять сотрудники ГАСК, стали вообще неадекватными.
Недавно к нам обратились несколько компаний с похожими историями. К ним на строительство приходил инспектор ГАСК, чтобы проверить правильность ведения исполнительной документации. Строители подготовили и принесли эти документы в инспекцию, чтобы продемонстрировать их, согласно предписанию. Но им сразу выдали акт на штраф в 50 тысяч гривен, который ГАСК может налагать, если документация ведется неверно. Теперь, чтобы доказать, что она ведется верно, придется идти в суд.
Виталий СЕЛИК, «День»