Сжиженный природный газ, как и его прародитель, полученный из земных недр, изначально не имеет ни цвета, ни запаха. Но на заводе-изготовителе, в целях безопасности при использовании в быту, газу искусственно придают запах. Цвета он при этом, конечно же, не приобретает. Тем не менее, газ, о котором тут пойдет речь, и перипетии, в которые попали его поставщики, какие-то мутные. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: так всегда бывает, когда смешиваются политика и бизнес, бизнес и политика. А в данном случае этому способствует еще и цена вопроса: в 2016 году рынок сжиженного газа составил почти 1,5 миллиона тонн или, в денежном выражении, больше $500 миллионов. Нефтетрейдеры даже утверждают, что каждый третий литр сильно подорожавшего горючего, продающегося сегодня на АЗС, — это газ, доставляемый в Украину в специальных вагонах-цистернах.
«Протухать» он там начал с подачи народного депутата Сергея Лещенко, который на пресс-конференции обвинил Службу безопасности Украины в том, что она блокирует процесс импорта сжиженного газа для нескольких крупнейших игроков, намереваясь вывести на рынок монопольного участника и «заработать» деньги на избирательную кампанию. Лещенко добавил, что ему известны фамилии чиновников, ответственных за блокирование импорта сжиженного газа, и описал схему их подчинения, на вершине которой, по его словам, находится Президент страны.
По мнению Лещенко, в дальнейшем на рынок сжиженного газа планируется вывести монополиста. «Цель — посадить нового игрока. Я называю конкретную фамилию — Виктор Медведчук. Медведчук является закулисным игроком, а действовать будет компания.., которая конкретно с ним не связана, но за ней будет стоять схема Медведчука в партнерстве с действующей властью», — сказал народный депутат.
Но Служба безопасности отбрасывает обвинения в том, что она действует в чьих-то интересах, и настаивает на обоснованности выдвинутых импортерам сжиженного газа претензий. «Я думаю, что любые обвинения такого рода (что якобы Служба расчищает рынок для кого-то) — это абсолютный абсурд», — сказал глава аппарата СБУ Александр Ткачук, не сообщив о деталях следствия, которое, по его словам, продолжается.
Напомним, у СБУ есть претензии к компаниям-импортерам «Кременчугпропангаз» (сеть «Барс 2000»), «Петра Резерв» (сеть KLO), «СВГ Плюс» (группа компаний «Автотранс»), «Компания Надежда», «Укргазпетролиум», «Нефтепродукт трейдинг», «Укрпетролпостач», «НП-Трейдинг», «Галлон Груп». Глава Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский сообщил, что СБУ задерживает некоторые партии импортного сжиженного газа из-за подозрений о содержании в нем сильнодействующих отравляющих веществ.
В пользу пострадавших импортеров высказались профессиональные организации. Давление государственных органов на импортеров сжиженного газа приведет к разрушению устойчивой системы снабжения Украины моторным топливом, монополизации рынка и росту цен для потребителей, отмечают в совместном заявлении «Украинская ассоциация сжиженного газа» и «Нефтегазовая ассоциация Украины». «На сегодняшний день мы можем констатировать попытки остановить работу крупнейших импортеров сжиженного газа руками Службы безопасности Украины, которая при полном отсутствии оснований уже инициировала прекращение внешнеэкономической деятельности 16 импортеров пропан-бутана», — говорится в заявлении со ссылкой на президента первой из названных организаций Станислава Батраченко.
В совместном заявлении также указывается, что проблемы на таможне у отдельных участников рынка начались еще в августе 2016 года, а в ноябре они стали массовыми и продолжаются уже более трех месяцев. Есть подозрение, что в импортном газе содержатся то ли взрывоопасные, то ли отравляющие вещества. Кроме того, как отмечается в заявлениях ассоциаций, не прекращается преследование и тех партий, которые прошли проверки качества. В начале февраля «Укрзалізниця» по указанию СБУ заблокировала передвижение 161 железнодорожной цистерны для обследования, чтобы проверить их исправность или возможное минирование.
Дмитрий Кулик, глава нефтегазовой ассоциации: Мы можем стать свидетелями разрушения конкурентной модели рынка, которая была восстановлена после 2014 года. Пострадавшими в этой ситуации будет не только бизнес, но и потребители, для которых подобные проблемы рынка всегда оборачиваются снижением качества и ростом цен.
«На днях первые вагоны были возвращены в обращение, сообщают в заявлении ассоциации, поскольку проверки ожидаемо не выявили каких-либо отклонений от нормативов. Не вызывает сомнений, что целью описанных «мероприятий» является нанесение поставщикам убытков и принуждение к отказу от своей коммерческой деятельности». В ассоциациях уверены, что это подтверждается приказом Минэкономразвития и торговли (№154) о приостановке внешнеэкономической деятельности ряда крупнейших поставщиков газа. «Мы можем стать свидетелями разрушения конкурентной модели рынка, которая была восстановлена после 2014 года, — приходит к выводу глава нефтегазовой ассоциации Дмитрий Кулик. — Пострадавшими в этой ситуации будет не только бизнес, но и потребители, для которых подобные проблемы рынка всегда оборачиваются снижением качества и ростом цен».
Между тем некоторые СМИ отдали роль привилегированного игрока или, иначе, мальчика для битья на рынке сжиженного газа корпорации Roshen. Якобы она через британскую компанию Foreway Sales LLP ранее осуществляла поставки кондитерских изделий в Туркменистан. А сейчас британский оффшор является акционером компании Wexler Global LP, которая осуществляет импорт в Украину сжиженного газа. В свою очередь, Roshen вчера решительно опровергла всякую причастность к продажам сжиженного газа. Она заявляет, что «данные домыслы не имеют под собой каких-либо оснований, к продаже газа корпорация Roshen не имеет никакого отношения — ни прямого, ни опосредствованного».
Так есть ли уже на рынке сжиженного газа новый монополист, спросил «День» у директора специальных проектов НТЦ «Психея», профессора Геннадия Рябцева. «Пока эта несколько мутная история напоминает байку про тушканчика, которого никто не видел, поскольку он выходит из своей норки только ночью, но все точно знают, что он есть. Показывают пальцем на Виктора Медведчука, но очень сомнительно, чтобы он сейчас имел возможность направлять деятельность СБУ. Тем не менее, СБУ, хотя и отрицает всякие преднамеренные действия против одних компаний на этом рынке и намерение освободить его для какого-то определенного субъекта, объективно и целенаправленно работает именно в этом направлении. Но этого «тушканчика» пока обнаружить не удалось. Однако я почти уверен: рано или поздно он проявится. Иначе, зачем же СБУ так неуклюже старалась?»
P.S. 23 февраля СБУ сообщила Минэкономразвития и торговли, что первичные данные о правонарушениях, которые осуществляют импортеры и их контрагенты, доказаны частично, а причастность субъектов хозяйствования к нанесению вреда интересам Украины не доказана. На основании этой информации СБУ предложила МЭРТ отменить действие специальных санкций относительно 15 импортеров горюче-смазочных материалов и их контрагентов.