Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Таможенная дилемма

Решить ее Украине поможет Еврокомиссия
21 октября, 2005 - 20:21

пособно ли государство упростить таможенные правила и одновременно улучшить безопасность своих границ? Этот вопрос обсуждался на международной конференции по таможенному сотрудничеству в Киеве. Проблемы упрощения процедур международной торговли и борьбы с нарушениями таможенного законодательства заинтересовали руководителей таможенных администраций 32 стран, представителей деловых кругов и бизнес-ассоциаций. В Киев прибыла также делегация Всемирной таможенной организации и представитель Европейской комиссии Мануэль Эрнал Монреал.

По словам новоназначенного главы Таможенной службы Украины Александра Егорова, мероприятие такого масштаба проводится в Киеве впервые. Выбор Еврокомиссии пал именно на Украину, как на образец страны, в которой в этом году произошли кардинальные перемены. Украинская таможня практически стала локомотивом улучшения отношений с другими странами и флагманом в поддержке бизнеса. Впрочем, последний с этим утверждение мог бы и поспорить...

Но иностранные гости, впечатленные Украиной, были настроены благодушно и в основном делились опытом и немного, по отечески, критиковали. Но приезжих, скорей всего знакомили с положением дел в Украине по официальной статистике, поэтому уличить кого бы то ни было в излишнем позитивизме было сложно. Как отметил Эрнал Монреал, сейчас многим странам, граничащим с Украиной нужно определиться, как именно они будут с ней сотрудничать. Отдав должное работе украинской таможенной службы, он заметил, что сейчас все мировое сообщество обеспокоено тем, как можно безопасно вести свободную торговлю, учитывая проблемы мирового терроризма. В условиях зоны свободной торговли в Европе, куда Украина пытается попасть через ВТО и ЕС, именно таможня имеет особое значение. Кроме решения проблем с безопасностью и торговлей, именно она собирает ряд податей и защищает потребителей от некачественного товара.

Ну, а чтобы таможня нормально работала, Еврокомиссия предлагает обратить внимание на несколько моментов. Причем эти рекомендации хоть и относятся в первую очередь к нам, но адресуются и благополучным европейским таможням. В первую очередь предлагается наладить сотрудничество между различными министерствами и ведомствами, чтобы вся информация могла передаваться без помех и достаточно быстро. Во-вторых, необходимо адаптировать торговые отношения между странами разного уровня развития и предусмотреть проблемы, с которыми они могут столкнуться во время совместной работы. В третьих, и это самое главное, обратить внимание на коррупцию. Почему-то сложилось впечатление, что как раз это утверждение было обращено именно к украинским таможенникам. Нельзя не согласиться с Эрнал Монреалем, что даже если парламент все примет и подпишет, коррумпированность таможенников отпугнет и инвесторов, которые не захотят работать с подобной страной, и отобьет у ее граждан малейшее желание верить своей системе. Приблизительно тоже самое говорилось на протяжении последних десяти месяцев. Остается надеяться только на то, что может рекомендации от ЕС будут восприняты надлежащим образом. Тем более, что на конференции были даны не только общие рекомендации, но и вполне конкретные шаги по достижению успеха в той или иной части таможенных отношений.

Так, представители Финляндии, рассказав о том, что в свое время у них также были проблемы с таможнями, рассказали о вполне конкретных мерах, которые нужно было предпринять для их решения. По их словам, чтобы достичь беспроблемной торговли, не утрачивая при этом бдительности, надо сделать границу непрерывной цепочкой, которая бы работала без сбоев в отдельных звеньях. Для этого нужно четко разделить полномочия и функции таможенников и пограничников, которые, по словам финнов, часто чувствуют себя хозяевами всей границы. Кроме того, очень важно объяснить таможенникам не только, что они должны делать, но и как это нужно сделать, привязав практические мероприятия к вопросам политической повестки дня. А, чтобы товары проходили границу без задержек, количество проверяющих подразделений необходимо ограничить двумя.

Такую же рекомендацию дали и представители Польши, рассказывая о том, как странам Балтийского моря удалось разобраться с задержками на границе. Проблемы у них были как и у всех, но, изучив вопрос, они пришли к выводу, что грузы слишком долго стоять на границах. При этом очень сложно было спрогнозировать, сколько именно времени простоит машина, и какие убытки будут причинены ее владельцу. Изучив положение на границах между странами, исследователи пришли к выводу, что вне зависимости от страны и границы процесс таможенного осмотра занимает около 25 минут, все остальное же время машины стоят в очереди. Зависело же время ожидания только от дня недели и времени суток, то есть количества желающих пересечь границу. Рекомендация, кроме сокращения числа ведомств, была одна — ликвидировать границу как таковую. Ну, а поскольку это пока что для Украины нереально, стоит послушать мнения со стороны и побывать на наших таможенных пунктах пропуска. Автору как-то довелось пообщаться со словенским водителем-дальнобойщиком, который с удивлением рассказывал о том, что у нас все машины, и груженные, и пустые, заставляют становиться в одну очередь, в то время как в везде Европе такой практики нет очень давно. А посоветовать ликвидировать это никто не сможет — просто не поверят, что на наших границах до сих пор сохранились такие анахронизмы.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ