Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Тарифы: война на рельсах

Ход железнодорожников. Кто следующий?
18 марта, 2005 - 20:41
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Обновленная «Укрзалiзниця» заявила о более чем серьезном повышении почти всех своих тарифов, начиная от купе и спальных вагонов (на 50%) и до перевозки угля, руды, кокса, металла и зерна. Внезапно обедневшее госведомство, при бывшем министре транспорта и связи Георгии Кирпе выступавшее одним из главных наполнителей бюджета, планирует переложить свои трудности на промышленность и граждан, пользующихся ее услугами. При этом «новые» железнодорожники понимают, что уже завтра сегодняшняя их инфляционная инициатива обернется повышением цен на электроэнергию, рельсы, колесные пары и бандажи для подвижного состава. Отвечая на соответствующий вопрос «Дня» заместитель министра транспорта и связи и одновременно генеральный директор «Укрзалiзницi» Зенко Афтаназиев ответил: купим в России!

Похоже, он пользуется в этом полным покровительством правительства, для которого поддержка собственного производителя теперь вовсе и не приоритет, тогда как невидимый инфляционный налог на граждан — самое проверенное средство, позволяющее выполнять предвыборные социальные обещания. Как неоднократно подчеркивал Афтаназиев в четверг на пресс-конференции, решение о повышении тарифов принимает вовсе не «Укрзалiзниця», а правительство. Не преследует ли оно этим также и своих недавних политических противников, обладающих немалыми капиталами в горно-металлургическом комплексе страны? Подозревать его в этом позволяет хотя бы пресс- релиз, распространенный среди журналистов. Называется он «Олигархи бунтуют». А руководители ведомства еще и рассказали, что свою встречу с прессой они провели в ответ на открытое письмо металлургов, недовольных намерением «Укрзалiзницi» в два раза поднять тарифы. При этом всезнающие железнодорожники уверяют, что «олигархам» это будет не больно, поскольку из $11 миллиардов, полученных от экспорта металла, в оффшорных зонах осталось $1,5. «Двухкратный рост тарифов — это $300— 320 миллионов дополнительных затрат для металлургов, которые не будут спрятаны в оффшорах», — уверены в «Укрзалiзницi». Между тем на дискуссии с железнодорожниками народный депутат Владимир Бойко убедительно опровергал их аргументы в отношении безальтернативного повышения тарифов для металлургов.

Но можно ли к руководству «Укрзалiзницi», лишь недавно переместившемуся из пищевой промышленности, предъявлять какие-то претензии? С высоты «Орлана» довольно трудно профессионально судить о ситуации на мировых рынках металлургии и еще труднее — о последствиях снижения конкурентоспособности на них нашей промышленности. Однако в правительстве не должны об этом забывать.

Хотя, безусловно, и у железнодорожников есть свои резоны. По данным «Укрзалiзницi», тарифы на внутригосударственные перевозки пассажиров не поднимались с 2000 года: последнее повышение тарифов (22%) было в марте 2000 года. А общий индекс цен производителей промышленной продукции, согласно экспертным оценкам, с марта 2000 года по январь 2005 года, составил 165%.

Но только ли это заставляет «Укрзалiзницю» и правительство раскручивать маховик инфляции? Еще одной причиной для этого, по-видимому, являются проблемы с кредитом ($700 млн.) Deutsche Bank, на строительство железнодорожно-автомобильного моста через Днепр в Киеве. Как сообщил Афтаназиев, вопрос расходования соответствующих средств в настоящее время изучается Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов, Генпрокуратурой и СБУ. По информации руководителя «Укрзалiзницi», из привлеченных $700 млн. (около 3,8 млрд. грн.) «на сегодняшний день 2 млрд. грн. проплачено в виде разных предварительных проплат и есть акты на выполненные работы только на 320 млн. грн». «Где остальные деньги? — спрашивает Афтаназиев и отвечает: — Работы начаты, денег нет, деньги нужно возвращать». Deutsche Bank «знает» о проблемах с кредитом и уже повысил ставку с 4% до около 8%. Причем не исключено, что для достройки, а вернее — постройки моста придется брать новый кредит. Но это уже пахнет новой аферой... На самом- то деле в «Укрзалiзнице» хорошо знают все адреса, всех подрядчиков, которым были розданы кредитные деньги и уже предпринимают попытки их вернуть. Не для того ли, чтобы просто поменять одних подрядчиков на других?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ