Если ручной подход к управлению рынком нефтепродуктов, продемонстрированный правительством в дни недавнего бензинового кризиса вызвал недовольство и населения, и бизнес-среды, то системная критика главных операторов рынка со стороны правительства, а также меры, направленные на недопущение подобных кризисов в будущем путем создания национальной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), похоже, возымели некоторое действие. Один из крупнейших игроков украинского рынка нефтепродуктов — «Укртатнафта», акционер и оператор Кременчугского НПЗ — на днях предложила Всеукраинскому союзу сельскохозяйственных предприятий и Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины заключить меморандум о поставках аграриям во второй половине 2005 года нефтепродуктов по фиксированным ценам и с равномерным распределением объемов поставок по месяцам.
Как рассказал председатель правления «Укртатнафты» Сергей Глушко, поставки льготного горючего по февральской договоренности с правительством дались заводу с трудом. Именно этим вызвана нынешняя инициатива предприятия. Оно хочет все распланировать заранее. По словам Глушко, равномерное распределение объемов поставок по месяцам позволит ликвидировать нагрузки в периоды сельскохозяйственной страды, обеспечивая таким образом ценовую стабильность.
В рамках этой договоренности «Укртатнафта» обязуется поставить суммарно 200 тыс. тонн дизтоплива и 100 тыс. тонн бензина А-76 по фиксированным в течение июня—ноября 2005 г. ценам (2900 грн. за тонну как на дизтопливо, так и на бензин. — Авт. ). В июне аграрии получат 20 тыс. тонн дизтоплива и 10 тыс. тонн бензина, а уже в октябре — соответственно 40 и 20.
Получать льготное дизтопливо сельхозпроизводители будут непосредственно через операторов-поставщиков, которых выберет «Укртатнафта» и утвердит Министерство аграрной политики. Контролировать процесс выполнения условий меморандума будут соответствующие государственные органы. С. Глушко подчеркнул, что, выступая инициатором заключения этого соглашения, «Укртатнафта» планирует упорядочить процесс адресных отгрузок и разработать четкий и согласованный график, что позволит сбалансировать интересы и поставщика, и получателя. Об убытках глава правления не думает. По его словам, убыточной такая работа не будет, а небольшое снижение рентабельности они вполне способны пережить. Тем более, что «Укртатнафта» в июне планирует увеличить переработку нефти на 15,8% по сравнению с маем — до 570 тыс. тонн. И это ему будет несложно. Мощности НПЗ позволяют перерабатывать до 18 млн. тонн нефти в год, тогда как сейчас завод загружен только на 50%.
Впрочем, «смычка» «Укртатнафты» с украинским селом вряд ли означает ее полную готовность альтруистически поработать на украинскую идею. Если последовать совету незабвенного классика и посмотреть в корень, то в данном случае речь идет если не о слегка замаскированной взятке, то об открытом авансе украинскому правительству, направленному в основном на то, чтобы в очередной раз изменить решение о принципах создания ВИНК.
Напомним, что согласно указу Президента, эта компания должна создаваться на основе ОАО «Укрнафта». Однако сегодня у этого решения руководства страны появилась очень влиятельная оппозиция. В частности, глава НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предлагает строить ВИНК на основе своей компании. Кроме того, по его словам, Президенту будет предложено еще три варианта. Не исключено, что среди них фигурирует и «татарский».
Во всяком случае Глушко имел смелость его озвучить. Аргументы за татарскую ВИНК таковы. Если новая компания будет создана на базе «Укрнафты», то ей в обязательном порядке придется докупать нефть, поскольку «Укрнафта» добывает всего 3 млн. тонн нефти в год. А вот российская «Татнефть», один из учредителей «Укртатнафты», добывающая до 25 млн. тонн нефти в год и экспортирующая до 40% этого объема, могла бы стать одним из участников украинской ВИНК. «Таким образом, мы получаем ВИНК, состоящую из мощного НПЗ, добывающей «Укрнафты», и получаем партнера «Татнефть», которая может поставлять до 10 млн. тонн нефти. В результате у нас получается сбалансированная компания», — подчеркнул С. Глушко. В рамках создания ВИНК С. Глушко предложил передать в уставный фонд «Укртатнафты» госпакет акций «Укрнафты», а госпакеты акций ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» и ОАО «Нафтохимик Прикарпаття» продать третьим лицам, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с Антимонопольным комитетом. Эта схема, по словам Глушко, сейчас находится на рассмотрении в НАК «Нафтогаз Украины» (Отметим, что даже невооруженным взглядом видно, насколько она противоречит украинскому законодательству). Таким образом, мы уже знаем три из четырех вариантов, о которых говорил Ивченко.
Что тут сказать? Лучше всего подходит довольно избитое уже из-за частого у нас употребления выражение «за что боролись (против возможного сговора иностранных компаний монополистов), на то и напоролись». Теперь им и сговариваться в случае чего не потребуется. Ежу понятно, что получив ВИНК вместе с «Укрнафтой» в свое полное распоряжение, они становятся супермонополистами и смогут диктовать Украине и тем же нашим крестьянам свои условия. Очень странно, что этого не понимают в «Нафтогазе» и собираются предлагать Президенту такой откровенно провальный для национальных интересов страны вариант. Интересно, о чем идет речь в четвертом варианте? Может быть, его инициатором выступает ТНК-ВР с предложением отдать ей не только «Укрнафту», но и нефтепровод Одесса—Броды, чтобы его окончательно закупорить, полностью лишив Украину перспектив энергетической независимости? А что, наш чиновник и такой вариант, по-видимому, готов рассматривать и даже предлагать... если он с порога не восстал против «татарского».