Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Теневой» недобор

На злостных неплательщиков налогов будут «прозрачно давить»...
20 апреля, 2007 - 18:54
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

У налоговиков проблемы. 227 миллионов гривен не поступило в государственную казну за первый квартал 2007 года в результате теневых махинаций. До конца апреля эта цифра может вырасти до миллиарда гривен, неутешительно прогнозирует председатель ГНА Анатолий Брезвин. В борьбе за государственные миллионы все больше хлопот доставляют так называемые конвертационные центры (там плодятся фирмы-«бабочки»). Именно им объявили войну...

Только в течение последнего квартала разоблачено 98 таких центров, а сумма проведенных ими незаконных операций достигает 5,4 миллиарда гривен. «За созданием такого мощного механизма стоят красиво организованные центры, которые за соответствующую плату предоставляют так называемые услуги по беспроблемному выводу средств за границу... Причем в их состав входят как торговцы ценными бумагами, так и банальные транзитные дефективные структуры и даже предприятия, зарегистрированные в других странах», — со знанием дела рассказывает Брезвин.

Суть механизма получения «теневых» денег проста: пытаясь уклониться от уплаты налогов, предприниматель перечисляет деньги за псевдотовар или за фиктивные услуги транзитной фирме. Та, в свою очередь, выпускает на нужную сумму векселя, средства на оплату которых перечисляются в банк. После этого наступает очередь ряда фиктивных фирм, подающих в банк заявление о возмещении векселей. В завершение сделки теневики получают так называемый нал через малых предпринимателей, пользующихся налоговыми льготами...

По таким схемам работают почти все конвертационные центры. Принципиальная разница между ними только в суммах проведенных махинаций. Так, по словам Брезвина, центр, ликвидированный в феврале в Одессе, имел годовой оборот в два миллиона гривен, а выявленный в начале марта в Днепропетровске — сто миллионов.

Кроме того, свой теневой процент (в сочетании с «бабочками» или без них) имеют и оффшорные фирмы. По результатам последних проверок, через них с Украины было выведено 4,5 миллиарда гривен. Под видом возврата ранее вложенных иностранных инвестиций из страны за границу выводятся сотни миллионов долларов. Они оседают на счетах компании-нерезидента в латвийских или среднеазиатских банках. Если деньги не задержали до пересечения ими украинской границы — дальнейшие расследования, подчеркивает Брезвин, как правило, практически ничего не дают. На украинские запросы компетентные службы стран, в которых зарегистрированы нерезиденты, предоставляют информацию, по которой данные предприятия отчитываются об отсутствии деятельности.

Противоправность действий подкрепляется еще и моральной стороной дела. Имея на руках решение суда, компания-нерезидент или иностранные граждане получают возможность не выплачивать сбор в Пенсионный фонд. Только в результате деятельности одного из подобных механизмов государственная казна недосчиталась 1,5 миллиона гривен в виде налогов, а Пенсионный фонд Украины — 70 миллионов. В целом, за прошлый год из-за подобных схем не было оплачено пенсионного сбора на общую сумму 617 миллионов гривен, что составляет четвертую часть всех поступлений по этой статье. «Если подсчитать, — говорит Брезвин, — получается годовое пенсионное обеспечение одного миллиона трехсот пятидесяти тысяч человек».

Усложняют ситуацию политические недоразумения. Брезвин намекает, что бизнес занял выжидательную позицию, и, как результат, — не платит налогов. При таких обстоятельствах, чтобы хоть как-то обеспечить поступление в бюджет и не допустить срыва социальных программ, ГНА начала активно «разговаривать с крупными налогоплательщиками» (не идет ли здесь речь о возврате к удобной для налоговиков, но не для бизнеса, оплате наперед?). По словами Брезвина, переговоры продолжаются с НАК «Нефтегаз Украины», «Укржелдортрансом» и двумя крупными частными промышленно-финансовыми группами.

Как инструмент в борьбе со злостными неплательщиками глава ГНА предлагает усилить давление на бизнес. «Следует прозрачно давить на предпринимателей, работающих в теневом секторе... Мы должны показывать наших «героев», банки, в которых открыты такие счета (конвертационные центры. — Авт. ), структуры, которые этим занимаются. К фискальному делу привлекается и так называемый моральный принцип. Что это такое? Оказывается, под этим Брезвин подразумевает только информирование депутатского корпуса, районных и областных советов. Но даже студент-экономист первого курса знает: самый быстрый и самый действенный способ ликвидации таких центров и схем, которые через него проходят, — снижение официальных государственных налоговых ставок.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ