«Я прошу Министерство внутренних дел, СБУ, НАК «Нафтогаз» и «Укртрансгаз» срочно усилить охрану украинских газопроводов», — сказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, открывая заседание правительства в среду.
Премьер убежден: цель диверсий — подорвать репутацию Украины как надежного транзитера и легитимизировать строительство «Южного потока», цель которого — не диверсификация поставок газа в Европу, а исключение Украины как страны, которая является ключевым поставщиком газа в Европейский Союз. «Поэтому абсолютно понятно, кто заинтересован в том, чтоб подорвать доверие к украинской ГТС», — добавил премьер.
Как известно, 17 июня около 14.00 произошел взрыв на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород в Лохвицком районе Полтавской области. Как сообщается, взрыв не повлиял на транзит газа в Европу и поставки украинским потребителям, так как вовремя были задействованы другие ветки украинской ГТС.
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что ключевая версия причины произошедшего — террористический акт. «По изучению обстоятельств взрыва, главным аспектом нашего внимания является внешнее вмешательство. Мы предполагаем, что взрывное устройство было заложено под основание бетонной опоры трубопровода, в результате чего произошло два коротких взрыва. Следствие продолжается», — сказал он вчера. Также по факту диверсии открыто криминальное производство. В пресс-службе милиции не исключают: возможно дело переквалифицируют за статьей терроризм.
В связи с происшествием, в НАК «Нафтогаз Украины» заявили, что усилят меры безопасности на всех объектах ГТС. «Очень тревожная ситуация. И очень странное стечение обстоятельств. Сделаем все возможное, чтобы усилить безопасность всех объектов ГТС», — написал на своей странице в Facebook глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.
Напомним, что РФ 16 июня прекратила поставки газа в Украину, а Европу предупредила о возможных проблемах с транзитом газа через Украину. Тем не менее, в «Газпроме» уже успели прокомментировать сложившуюся ситуацию и прогнозируют украинской трубе новые теракты. Соответствующее заявление сделал заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов. «Газотранспортная система создавалась как единая система. Мы значительные средства вкладывали в ремонт и реконструкцию, что нельзя сказать об украинской стороне. Труба становится старше и, соответственно, происходят разрывы. Это не единственная авария, были и другие. Думаю, что они еще будут», — цитирует Маркелова РБК-Украина.
Тем временем, специалисты Министерства энергетики и угольной промышленности Украины подсчитали — потери газа от взрыва на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород составили около 10 миллионов кубометров. В пресс-службе министерства также обращают внимание, что взрыв по времени совпал с прекращением поставок со стороны ОАО «Газпром» газа для нужд Украины и практическим выходом российской стороны из переговорного процесса с участием Европейской комиссии по поставкам природного газа в Украину и в страны ЕС. «Есть основания считать, что такое совпадение неслучайно, и взрыв является спланированной диверсией, цель которой — дискредитация украинской газотранспортной системы и украинского маршрута транспортировки природного газа в страны ЕС», — говорится в сообщении.
В Минэнергоугля напомнили, что и раньше на украинской ГТС осуществлялись попытки террористических атак. Последняя — на территории Ивано-Франковской области в конце мая текущего года. «Следует отметить, что такие взрывы на объектах энергетической инфраструктуры случались и раньше, и происходили именно там и тогда, где имело место обострение отношений с Российской Федерацией. Как пример, взрыв зимой 2006 года газопровода и опоры ЛЭП, поставляющих природный газ и электроэнергию в Грузию», — отмечают в пресс-службе.
Несмотря на все это, в министерстве пообещали продолжить обеспечивать надежность и непрерывность транзита в Европу. «Мы будем продолжать это делать до тех пор, пока для этого есть технологическая возможность», — говорится в сообщении.
ГОЛОС ИЗ FACEBOOK
Михаил СААКАШВИЛИ, экс-президент Грузии:
— Почерк Путина не меняется: в январе 2005 года газопровод, по которому Грузия снабжалась российским газом, также, как и главная линия электропередач, был взорван «неизвестными террористами» в нескольких местах. Грузия оказалась без тепла и света зимой, в рекордно холодную погоду. В результате этой диверсии Россия получила совершенно противоположный результат, нежели тот, на который Путин, наверно, рассчитывал. Мы перестроили свою энергосистему и очень скоро практически перестали энергетически зависеть от ненадежного соседа. Этой независимости мы достигли благодаря искоренению коррупции, которая разъедала энергосектор, увеличению собственных мощностей, а также переходу к более надежным поставщикам.