Представители бизнеса и благотворительности убеждают, что, несмотря на кризис, корпоративная благотворительность в Украине не прекращается. Более того, для этого явления уже даже и свой праздничный день подобрали. И не важно, что он выпадает на День защитника отечества — 23 февраля... Ведь Международный день корпоративной благотворительности в Украине в этом году праздновали впервые.
Чего ждать украинцам от корпоративных благотворителей в ближайшее время?
В нашей стране, где и до кризиса корпоративная социальная ответственность особо не впечатляла, бизнес уже сокращает бюджеты на корпоративную филантропию. Это корпорации даже не скрывают. «Но важно то, что большинство компаний говорят о том, что они не закрываются, а корпоративная социальная ответственность остается приоритетной для них», — говорит директор Украинского форума благотворителей Анна Гулевская-Черныш.
На основании чего можно утверждать, что корпоративная благотворительность не прекращается? «Украинские компании используют различные инструменты благотворительности, — утверждает Гулевская-Черныш. — Это и создание собственных корпоративных фондов, и внутренние компании. У нас зародилась традиция, когда сотрудники также выделяют часть своей зарплаты на поддержку благотворительных программ».
По мнению директора Украинского форума благотворителей, этот непростой период как раз и покажет, для кого благотворительность — дело чести и желания изменить судьбу людей к лучшему, а для кого это лишь пиар и метод получения временной выгоды...
Эксперты говорят о том, что кризис может только усовершенствовать благотворительные миссии. Озвучиваются даже шаги, которые помогли бы преодолеть пропасть между европейским уровнем благотворительности и украинскими сегодняшними реалиями. «По неофициальной статистике, от 70 до 80% украинских компаний не требуют финансовой отчетности по тем социальным инвестициям, которые они делают», — обозначает первую проблему нашей благотворительности координатор сети Глобального договора (представительство ООН в Украине) Юлия Щербинина. Ну, нет здесь экономической логики, удивляется эксперт. Бизнес должен вкладывать свои ресурсы туда, где он может сделать наибольший вклад для общества и для себя. «Распределение прибыли или благотворительная деятельность должны быть тесно и неразрывно связаны с тем, как эта прибыль была создана», — дает совет Щербинина. То есть, нельзя одной рукой помогать сиротам, больным, общинам, а другой рукой наносить вред окружающей среде, увольнять работников.
— Если бизнес не будет финансировать какие-то внешние социальные инициативы, это не означает, что бизнес отказался от социальной ответственности. Это значит, что он сократил бюджет на корпоративную благотворительность, — говорит Щербинина. — Ведь социальная ответственность — это целая цепочка: от того, где ты покупаешь свои ресурсы, какой у тебя производственный цикл, не вредят ли технологии окружающей среде, до того, как ты относишься к своим работникам, какую зарплату ты им платишь.
В качестве примера эксперты советуют брать позитивный опыт США. 88% тамошних бизнес-компаний имеют либо свои корпоративные фонды, либо же специальные внутренние благотворительные программы, на которые они выделяют специальные бюджеты. Такие данные озвучила директор Украинского форума благотворителей. Более того, уже даже подсчитано, что каждый сотрудник американской компании за 2008 год израсходовал $650 из собственной заработной платы в поддержку благотворительности. В мире уже стало хорошей традицией помогать ресурсами — ежемесячно каждый сотрудник тратит один рабочий день на работу в общественной или благотворительной организации. А работодатель за это начисляет работнику зарплату.
«Как отмечают американцы, хоть бюджеты на благотворительность и уменьшаются, но они собираются увеличить свою волонтерскую работу на благотворительность», — говорит Гулевская-Черныш.