Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Титанический план

Иностранный инвестор предлагает новый подход к управлению государственной собственностью
1 ноября, 2005 - 20:21

Похоже, вертикально интегрированная компания в титановой промышленности Украины все-таки будет создана. 12 октября Высший хозяйственный суд Украины признал законной аренду Вольногорского горно-металлургического комбината компанией «Крымский Титан». Наряду с заметным уменьшением интереса нового украинского правительства к инициативам российских претендентов на титановую отрасль, последнее решение суда практически означает, что крупнейший инвестор «Крымского Титана» — немецко- британская компания RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft mbH сможет продолжить объявленную ранее программу по консолидации мощностей в титаново- ильменитной промышленности Украины. О «титановом» будущем страны рассказывает директор компании RSJ Роберт ШЕТЛЕР-ДЖОНС.

— Господин Шетлер- Джонс, положительное решение Высшего хозяйственного суда — это локальная победа вашего бизнеса в Украине или знак того, что инициативы RSJ окончательно нашли поддержку у украинской власти?

— Для меня это скорее логичное завершение первого этапа работы по созданию вертикально интегрированной титановой компании, которую мы ведем с начала 2004 года. Мы изучили перспективы титанового производства в Украине и согласились с предложением украинского Кабинета Министров по инвестированию средств в создание совместного предприятия на базе тогда еще государственного «Титана». В созданном ЗАО «Крымский Титан» компании RSJ принадлежит 50%-1 акция, которую мы приобрели за 368 миллионов гривен. Позднее нами были взяты в аренду Вольногорский ГМК и Иршанский горно- обогатительный комбинат. До нашего прихода «Титан» работал на 40% своих возможностей и имел значительные долги, превышавшие 180 миллионов гривен. А по результатам уже первого полугодия этого года прибыль титанового завода превысила показатели прошлого года в 5 раз.

— Почему же тогда с вами судятся? И имеют ли основания обвинения, приписывающие вам связи с преступным миром?

— По моему глубокому убеждению, причиной всех обвинений в адрес RSJ является заинтересованность российского бизнесмена Виктора Вексельберга в титановой промышленности Украины и компании «Крымский Титан», в частности. Его интерес к нашим активам в Украине проявился летом 2005. С того времени мы были вынуждены защищать свои интересы в судах Житомирской и Днепропетровской областей. Нам пришлось противостоять дискредитационной кампании в средствах массовой информации. Нам доподлинно известно, что, после приезда на предприятие посла Германии в Украине Дитмара Штюдеманна и появления ряда благоприятных для нас статей в немецкой прессе, в редакции таких изданий звонили представители конкурентов и распространяли о нас информацию дискредитационного содержания. Кроме того, и в Украине появился ряд статей о том, что «Крымский Титан» не избежит реприватизации и будет передан российским собственникам. По своему опыту я знаю, что подобные дискредитационные кампании вполне типичны для российского бизнеса. К сожалению, сегодня он развивается без опоры на элементарную деловую этику. В Великобритании дискредитация конкурента через СМИ невозможна в принципе, а компании, которые решаются на такой шаг, теряют свою репутацию навсегда. В то же время я понимаю, что такая вседозволенность в России — это временное явление.

— По вашему мнению, насколько вероятной была тогда возможность реприватизации «Крымского Титана» и возврата ГОКов государству?

— Знаете, я никогда серьезно не опасался возможности реприватизации «Крымского Титана». Во-первых, доля компании RSJ в новосозданном СП была получена не в результате приватизационного конкурса, а в качестве привлечения инвестиций. Во-вторых, Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК взяты в аренду на пять лет и остаются полностью подконтрольными правительству Украины. Ежемесячно за аренду комбинатов мы перечисляем государству более полутора миллионов гривен. Эти комбинаты являются частью нашей инвестиционной программы: по истечении срока аренды модернизированные основные активы ГОКов будут просто возвращены в собственность государства.

— Что ожидает «Крымский Титан» в ближайшем будущем?

— На «Крымском Титане» будет реализован совершенно новый для Украины подход к приватизации. В ближайшее время его концепция будет представлена украинскому правительству. Технически такой подход к приватизации можно описать следующим образом: на первом этапе государство продает инвестору 49% приватизируемого предприятия и в качестве обязательного условия ставит необходимость вывода его акций на биржевые торги. На втором этапе, т.е. после подготовки предприятия к первичному размещению акций, государство пускает в открытую продажу половину акций, оставшихся в его распоряжении. В результате собственность приватизированного предприятия окажется распределенной в следующем соотношении: 26% акций остается в собственности государства, 25% акций попадает в руки мелких собственников и 49% — принадлежит крупному инвестору. Для государства такая схема приватизации будет наиболее выгодной и принесет гораздо большую прибыль по сравнению с одноразовой продажей контрольного пакета. Если учесть, что в момент нашего прихода на ГАК «Титан» его активы оценивались в 150 миллионов долларов, то в случае реализации предлагаемого нами подхода государство станет собственником многомиллиардных активов, не вложив в это предприятие ни копейки. Поэтому, кстати, я склонен считать ошибкой нынешнюю схему приватизации «Криворожстали», согласно которой государство продало 93% акций одним пакетом. Если бы предприятие продавалось в два этапа, то вырученную за его продажу сумму можно было бы получить и за половину активов «Криворожстали». Кроме того, государство не лишилось бы возможности играть на повышении активов этого предприятия в случае котировки его акций на мировых биржах.

— Насколько мы помним, летом вы заявляли о своем намерении также принять участие в приватизации «Криворожстали»...

— Компания RSJ действительно планировала побороться за «Криворожсталь». За приобретение комбината мы были готовы выложить до 3,5 миллиардов долларов. Но после более тщательной оценки оказалось, что достаточно высокий уровень социальных обязательств, которые государство предъявляло к потенциальному покупателю, сделал бы такое приобретение нерентабельным. Что касается Mittal Steel, то эта компания скупает металлургические заводы в разных странах мира и фактически стоит на пороге создания нового типа глобальной металлургической компании. Ее стратегия и масштабы, безусловно, позволят ей компенсировать социальные обязательства по «Криворожстали» за счет предприятий в других регионах.

— Вернемся к «Крымскому Титану». Если предлагаемая вами схема приватизации настолько хороша, то почему она не использовалась в Украине до сих пор?

— Я думаю, что существуют всего две причины, по которым предлагаемая схема приватизации не использовалась в прошлом. Первая причина — недостаточная прозрачность приватизации в Украине. Единственным прозрачным способом приватизации остаются открытые аукционы, но «Криворожсталь» стала едва ли не первым предприятием, проданным с соблюдением этого требования. При этом собственников в непрозрачной приватизации обвинять нельзя — они действовали по правилам, установленным на тот момент государством. Другая причина — недостаточное понимание основ современной рыночной экономики. Все-таки об эффективности управления собственностью мы говорим в стране, где еще на нашей памяти преступниками считались люди, хранившие валюту и занимавшиеся частной предпринимательской деятельностью. Возможно, и представление о том, что государство является эффективным собственником, а жесткий государственный контроль будет эффективнее механизмов рыночного регулирования, является наследием той эпохи. Рынок же предлагает более гибкие и изощренные инструменты контроля. За требованием по выводу приватизируемого предприятия на мировые биржи стоит необходимость ведения бухгалтерии по западным стандартам, принятия прозрачных и недискриминационных решений, четкого следования правилам честной конкурентной борьбы. Если государство будет правильно сотрудничать с частными компаниями, это ускорит процесс реформирования и в десятки раз увеличит стоимость государственного имущества. Сегодня это прописная истина для всех, кто работает на мировых рынках капитала. Просто нужно время, чтобы это поняли в Украине.

— То есть эффективность нового принципа приватизации вы собираетесь продемонстрировать посредством вывода «Крымского Титана» на мировые биржи?

— Да, эта идея лежит в основе разработанной нами приватизационной программы. На основе «Крымского Титана» и в соответствии с планами правительства по развитию титановой промышленности мы планируем создать публичную вертикально интегрированную титановую компанию. Акции такой компании будут выведены на Лондонскую или Франкфуртскую биржу. Кстати, это было причиной того, что один из наших офисов был открыт в Германии. Первым шагом к реализации нашей программы стало приобретение доли в государственном предприятии «Титан», а также аренда Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК. На втором этапе мы предлагаем сохранить существующее соотношение долей RSJ и государства в ЗАО «Крымский Титан» (а это 50%-1 акция и 50%+1 акция соответственно), но расширить это предприятие за счет слияния с несколькими другими компаниями. В конечном итоге, в состав вертикально интегрированной компании «Крымский Титан» должны войти нынешнее ЗАО «Крымский Титан», выкупленные у ФГИ активы Вольногорского и Иршанского комбинатов, а также Запорожский титаномагниевый комбинат и ЗАО «Сумыхимпром».

— Что это даст украинской экономике?

— Создание вертикально интегрированной компании даст возможность объединить весь производственный цикл — от добычи руды до реализации титановой продукции. В результате будет снижена себестоимость продукции, оптимизированы ее производство и сбыт. Учитывая экспортную ориентацию титанового производства, Украина сможет стать одним из мировых лидеров в этой сфере. Мы сможем на равных конкурировать с такими мировыми гигантами, как Du Pont, Millennium Chemicals или Huntsman Tioxide. За короткое время в титановую промышленность Украины нами будет инвестировано 600 миллионов долларов. Помимо прямого получения этих денег, государство многократно выиграет и на увеличении капитализации новой компании после освоения инвестиций и выхода на мировые биржи. Анализ мировой титановой конъюнктуры дает нам уверенность в том, что за свою 25-процентную долю в «Крымском Титане» государство сможет получить больше денег, чем за одновременную продажу всего предприятия. А ведь и после первичного размещения акций государство сохранит существенное влияние на «Крымский Титан».

— И последний вопрос: за последний год вы как инвестор пережили конфликт с российскими конкурентами, угрозу попадания вашего бизнеса под волну реприватизации, часто слышите о больших рисках, связанных с вложением денег в украинскую экономику. Как вы сами оцениваете нынешний инвестиционный климат в Украине?

— Действительно, инвестиционные риски в Украине достаточно велики. Но в целом для нынешней Украины характерна высокая динамика отхода от коррупционных методов влияния на экономику. Недавний пример — прозрачная приватизация «Криворожстали». Парадокс в том, что, несмотря на сохраняющиеся риски, сейчас мы переживаем наиболее удачное время для инвестирования в экономику вашей страны. Кроме того, многие украинские и российские бизнесмены ориентированы на получение быстрой прибыли. Для западных бизнесменов критерием успешного бизнеса скорее является возможность получать стабильный доход на протяжении длительного периода времени. Я понимаю, что основные доходы от своих инвестиций в Украину я получу не раньше, чем через 10 лет. Такой подход я считаю одним из конкурентных преимуществ моего бизнеса в Украине. Здесь я работаю почти 15 лет и намерен и дальше инвестировать в вашу экономику.

— В таком случае, в какие сферы вы намерены вкладывать свои деньги?

— Сегодня специалисты моей компании оценивают возможность вложения средств в украинский медиа-бизнес. Это успешный рынок с хорошими перспективами дальнейшего роста. Причем такое утверждение справедливо для всех его сегментов — рекламы, телевидения, печатных СМИ и т.д. Помимо этого, мы начнем переговоры по вложению средств в рынок недвижимости и особенно в проекты, касающиеся городской инфраструктуры. В скором будущем она однозначно будет реформирована и передана на обслуживание частным компаниям. Но пока главным проектом компании RSJ в Украине безусловно остается создание вертикально интегрированной титановой компании на базе «Крымского Титана».

Подготовила Татьяна ПЕЧЕНЧИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ