Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тонет судостроение

И всем «по барабану»
24 мая, 2005 - 20:43
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Изменения в Государственный бюджет-2005 отменили благоприятный для возрождения судостроения режим налогообложения предприятий, действовавший с 2000 года. Тем самым начаты разрушительно опасные для отрасли процессы свертывания объемов производства. В следующие несколько месяцев десятки тысяч корабелов утратят работу. На сотни миллионов гривен сократятся поступления в бюджет и Пенсионный фонд. Кроме того, государство будет вынуждено выплачивать значительные объемы помощи по безработице.

Между тем опыт работы судостроительных заводов Украины на протяжении всех лет ее независимости убедительно доказывает, что вопреки всем трудностям трансформационного периода украинские предприятия способны обеспечить строительство широкого набора судов с высокой потребительской стоимостью, которая удовлетворяет самые высокие потребности рынка. Хочу подчеркнуть — мы довольно легко обеспечивали и обеспечиваем конструктивно-технологические требования зарубежных заказчиков судов, которые и формируют нужное потребительское качество продукции. Быстрое развитие контактов с зарубежными потребителями наших судов из развитых стран Европы (которых в советские времена почти не было!) является красноречивым подтверждением этого.

Значительно сложнее оказалось выйти на рыночные уровни цен на суда. Мешает недобросовестная конкуренция на соответствующих мировых рынках. Здесь правят бал Южная Корея, Япония и Китай, которые строят около 80% всех судов в мире. Опираясь на колоссальную государственную финансово-кредитную поддержку и современные мощности заводов, построенных, по сути, за счет государственных инвестиций, корабелы этих стран постоянно прибегают к демпингу и довольно часто устанавливают цены на суда ниже себестоимости. Попытки ЕС и ВТО прекратить эту практику и возвратиться к использованию рыночных инструментов пока что не увенчались успехом. Стараясь поддержать своих корабелов, ЕС вынужден был прибегнуть к субсидированию цен на типы суден, которые определяют и будут определять загрузку также и наших верфей (танкеры, контейнеровозы). Размер субсидий — 6% к цене судов.

Наши заводы из-за отсутствия существенных внутренних заказов вынуждены работать преимущественно на экспорт, и их цены должны соответствовать уровню, диктуемому грандами судостроения. Но мы не имеем недорогих и длинных кредитов для финансирования строительства судов и имеем существенно более жесткое налогообложение. Это, радикально затрудняя хозяйствование, поднимает фактическую стоимость строительства на 10— 20% выше себестоимости (которая отвечает мировым уровням). И потому стоимость строительства судов находится на уровне 5—15% выше общепринятой нормальной их цены (себестоимость плюс 5% рентабельности). При таких условиях судостроение становится убыточной отраслью и начинает разваливаться.

Поэтому до 2000 года отечественное судостроение уверенно двигалось к полному развалу, и Украине угрожала потеря чрезвычайно важной отрасли. Но тогда, в самой низкой точке падения, удалось найти довольно эффективные средства противодействия: были приняты законы «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев». В результате были отменены импортная таможенная пошлина, НДС на импорт судового оборудования, налог на землю, установлен облегченный режим налогообложения прибыли. И все же эта помощь государства отечественным корабелам была в сотни раз меньше инвестиций, сделанных иностранными государствами в свое судостроение. Интересно, что названные законы были введены в действие в то время, когда правительство Украины возглавлял Виктор Ющенко. И это обеспечило впечатляющий успех! За 5 лет объем работ в отрасли вырос в 2,5 раза; средняя заработная плата — в три раза. В бюджеты и Пенсионный фонд было перечислено 1,3 млрд. гривен — на миллиард гривен больше, так называемых льгот, предусмотренных названными законами. Социальное значение таких изменений поистине трудно переоценить. Сотни тысяч корабелов и их семей, работники сервисных отраслей и целые города получили перспективу развития. Но если говорить о социально-экономической сущности мероприятий по государственной поддержке судостроения, то это вовсе не льготы! Они лишь создавали благоприятный для возрождения судостроения и его дальнейшего развития режим налогообложения, который приближал финансово- экономические условия строительства судов в Украине к условиям ведения бизнеса зарубежными конкурентами. В конце концов фактические затраты на строительство наших судов приближались к ценам мировых рынков. Только благодаря этому судостроительные заводы Украины могли конкурировать с зарубежными компаниями. При этом наши корабелы не залезли в карман пенсионерам, учителям или роженицам. Они начали собственноручно зарабатывать деньги. Теперь мы снова начинаем разрушение судостроения... Так что необходимо как можно быстрее отменить разрушительные для отечественного судостроения положения закона о бюджете-2005 и поручить правительству с привлечением ассоциации судостроительных предприятий «Укрсудпром» дополнительно изучить финансово-экономические особенности судостроения, чтобы улучшить условия работы этой стратегически и социально важной, ориентированной на экспорт отрасли.

Две недели тому назад соответствующие предложения были направлены мной Президенту Украины. И теперь я с ужасом узнал от отдела связей с общественностью Секретариата Президента (тел. 226-20-77), что сейчас рассматриваются обращения, поступившие еще в начале апреля! То есть мое письмо попадет на обработку примерно в конце июня. А гильотина изменений госбюджета принудит судостроительные предприятия уже с начала июля развернуть массовые увольнения корабелов. Тем более можно забыть об обещанном новой властью создании новых рабочих мест.

Виктор ЛИСИЦКИЙ, экс-правительственный секретарь в кабинете Виктора Ющенко, корабел в третьем поколении
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ