Касаются они развития инфраструктуры, создания понятных условий трудоустройства и трудовой деятельности, cashless-economy, лесной и медицинской отраслей.
«В этом году было сделано действительно немало важных для бизнеса шагов. Это и принятие Закона о валюте, и активизация борьбы с контрабандой и нелегальным импортом, и возобновление работы СЕА НДС и много другого. Некоторые дискриминационные и необдуманные инициативы были приостановлены, в частности относительно расширения базы начисления ЕСВ, что максимально било именно по большим и честным заработным платам. И мы очень благодарим органы власти, которые не дали этой инициативе хода. Однако, 2018 год еще не завершился. Проведя анализ, мы определили несколько инициатив, которые действительно реально принять еще в этом году. Понятно, что перечень не исчерпывается. Но он может служить хорошим стартом для проведения в 2019 году», — отметила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
Бизнес поддерживает введение механизма концессии — одной из самых распространенных форм государственно частного партнерства в мире для привлечения частных инвестиций. С этой целью был разработан законопроект №8125 «О концессиях». Закон охватывает значительное количество сфер, но основная отрасль применения для него — инфраструктура, в частности, морские порты. Состоянием на сегодня документ ждет рассмотрения во ВР во втором чтении, и бизнес-сообщество надеется, что законопроект будет принят. Однако, для того, чтобы закон привел к позитивным сдвигам во многих отраслях экономики, которые ожидает и бизнес, и государство, очень важно учесть соответствующие предложения и замечания от бизнеса относительно оценки влияния на окружающую среду, критериев, которым должен отвечать концессионер, заключение договора концессии с арендатором государственного имущества, замечают в ЕБА.
Анна ДЕРЕВЯНКО: В этом году было сделано действительно немало важных для бизнеса шагов. Это и принятие Закона о валюте, и активизация борьбы с контрабандой и нелегальным импортом, и возобновление работы СЕА НДС и много другого. Некоторые дискриминационные и необдуманные инициативы были приостановлены, в частности относительно расширения базы начисления ЕСВ, что максимально било именно по большим и честным заработным платам. И мы очень благодарим органы власти, которые не дали этой инициативе хода. Однако, 2018 год еще не завершился. Проведя анализ, мы определили несколько инициатив, которые действительно реально принять еще в этом году. Понятно, что перечень не исчерпывается. Но он может служить хорошим стартом для проведения в 2019 году
Но, возвращаясь к вопросу инфраструктуры в более узком значении, важным представляется создание безналичной инфраструктуры для развития cashless-economy. Ведь, на сегодня, по сети POS-терминалов и количеству безналичных операций Украина действительно отстает от стран Европы. Количество POS-терминалов в Украине в среднем составляет 6,3 тыс. штук на 1 млн населения. В то же время, среднее значение этого показателя в Европе — 26,4 тыс. При этом, даже самые низкие показатели стран Европы (Румыния — 9,9 тыс., Словакия — 10,8 тыс.) являются существенно выше, чем наши. Только в Киеве этот показатель на более-менее нормальном уровне — около 12. В других регионах ситуация значительно худшая. Да и возможность рассчитаться карточкой есть не во всех торговых точках. Поэтому создается замкнутый круг, ведь инфраструктура построена так, чтобы граждане именно снимали наличность. В свою очередь, высокий уровень наличности в обороте тормозит рост экономики, снижает уровень прозрачности и задерживает активное развитие современных сервисов и технологий. Качественным сдвигом в данной ситуации может стать принятие проекта постановления КМУ «Об утверждении требований к субъектам ведения хозяйства относительно принятия электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги)», который был разработан и обнародован Министерством экономического развития и торговли. В соответствии с ним, предусматривается поэтапный переход субъектов ведения хозяйства к обязательному принятию электронных платежных средств в оплату за товары или услуги. При этом, кроме самого распространенного способа приема безналичных платежей — POS-терминал + карточка, будет разрешено использование альтернативных технологий: платежей с использованием QR-кодов, платежей через интернет-банкинг, мобильные приложения, онлайн-сервисы. Такой подход обеспечит выполнение законных прав владельцев платежных карточек, будет необременительным для бизнеса и удобным для потребителя. Следовательно, мы призываем все центральные органы исполнительной власти поддержать проект постановления и обеспечить его принятие на Правительстве еще в этом году.
Актуальный вопрос, который в последние годы активно возникает в Украине, — борьба с незаконными рубками лесов. Так, недавно был принят Закон, которым введена усиленная административная и уголовная ответственность за контрабанду, незаконную рубку, перевозку, хранение и сбыт незаконно заготовленных лесоматериалов. В то же время, повышение установленных законодательством санкций является важным, однако недостаточным шагом для решения проблемы. Важна комплексность действий. Поэтому параллельно нужно внедрять учет заготовленного леса. В Украине уже существует система ЕОД во всех лесхозах Гослесагентства (а это около 70% всех лесопользователей). Остается распространить систему ЕОД на лесные угодья всех форм собственности. Соответствующий проект Постановления Кабмина давно есть, но уже около 2 лет находится на стадии разработки и согласования. Представители Комитета деревообрабатывающей и мебельной отрасли в который раз отмечают необходимость его принятия и призывают обязать всех лесопользователей приобщиться к системе ЭОД.
Еще одно решение, которое с нетерпением ждет бизнес, — это принятие КМУ Проекта постановления, что отменяет 10% надбавку на медицинские изделия, которые закупаются за средства госбюджета. Позицию Ассоциации относительно отмены такой надбавки с имеющимся у экспертов экономическим обоснованием поддержали представители от Минздрава, Минфина, Минэкономразвития и АМКУ на совместном совещании еще в мае 2018 года. Также, ГРС оперативно поддержала такую необходимость. Процесс согласования несколько затянулся, но 27 ноября 2018 года Госпродпотребслужба послала в Минздрав свое согласование Проекта Постановления КМУ. По последней имеющейся информации от Минздрава, проект Постановления в настоящее время готовится Минздравом к отправлению в Минюстиции, а затем должен быть вынесен на заседание КМУ для окончательного принятия. Поэтому надеемся, Проект постановления сможет быть принят КМУ до конца 2018 года.
И последнее, но не менее важное, принятие Трудового кодекса Украины. Он, как надеются в ЕБА, должен стать современной трудовой конституцией взамен советскому Кодексу законов о труде в Украине, который на сегодня действует. Поэтому бизнес призывает принять законопроект №1658 относительно проекта Трудового кодекса Украины. Документом предусмотрена имплементация более гибких форм учета и планирования рабочего времени, ограничение роли профсоюзов в определенных аспектах, например, при увольнении работника в случае сокращения, или недостаточной квалификации, привлечения к сверхурочным работам. Введение использования технических средств контроля над рабочим процессом, к примеру, видеозаписи. Предоставление в письменной форме подробного разъяснения причин при отказе в принятии на работу. Введение разных форм и видов дистанционной работы. Устаревшие понятия как Тарифно-квалификационные справочники и Классификатор профессий станут не обязательными. Теперь законопроект ожидает рассмотрения во втором чтении и бизнес надеется, что в этом году все же удастся предпринять шаг в направлении европейских стандартов трудового законодательства.