Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Транспортников посадят на «диету»

В связи с финансовым кризисом в отрасли будут экономить даже на зарплате
29 октября, 2008 - 20:13
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И РАНЬШЕ НЕ ОСОБО-ТО РАДОВАЛИ РАЗМЕРЫ ИХ ЗАРПЛАТ, НО ТЕПЕРЬ ПРИДЕТСЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ НАБРАТЬСЯ ТЕРПЕНИЯ / ФОТО СЕРГЕЯ СОКОРЕНКО

Вслед за металлургией и строительством о своих убытках в конце года заявит транспортная отрасль Украины. Сегодня наблюдаются все предпосылки именно такого результата. За девять месяцев текущего года отечественные транспортники заработали 1,614 миллиарда гривен чистой прибыли. Если сопоставить с итогом 2007 года, который отрасль закончила со 129,4 миллиона гривен убытка, налицо явный прогресс. Однако это итоги работы всего трех кварталов, без учета того периода, когда замедлили рост, а в ряде случаев и остановились предприятия горно-металлургического комплекса и строительства. Вследствие этого практически на треть сократился спрос на транспортные услуги. Годовой результат, по предположению заместителя министра транспорта и связи Украины Екатерины Фоменко, может показать реальный убыток, если ситуация в экономике усугубится.

Наиболее печально на фоне остальных транспортных секторов выглядит железная дорога, где основные фонды, по словам министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского, изношены на 80%. О том, что «Укрзалізниця» требует значительных, по меркам украинской экономики, капиталовложений, заявлялось уже не раз. В текущем году от слов, наконец, перешли к делу и инвестировали только в обновление подвижного состава порядка 4,4 миллиарда гривен привлеченных и заработанных средств. 2,9 миллиарда гривен на развитие транспортной отрасли на 2008 год выделило и государство — это просто «невиданная» щедрость на фоне господдержки в размере 900 миллионов гривен в 2007 году.

Значительным «прорывом» транспортники считают отвоеванное у правительства, бизнеса и общественности право на повышение тарифов. Для пассажиров перевозки подорожали на 28% с начала года, для промышленников — до 22%. Правда, уже в начале октября повышение тарифов на грузовые перевозки по антикризисному решению правительства пришлось заморозить, а к концу месяца «Укрзалізниця» даже вынуждена была дать металлургам 20-процентную скидку. «В связи с вынужденным отказом от дальнейшего повышения тарифов на грузоперевозки к концу года только на этом мы потеряем до 220 миллионов гривен, а если еще и уменьшатся объемы перевозок, наши убытки по итогам текущего года могут превысить 1 миллиард гривен», — отметила Фоменко. Другими словами, заработанную за девять месяцев прибыль «Укрзалізниця» рискует потерять и уйти «в минус» всего за два оставшихся месяца...

В связи с этим руководство железной дороги по настоянию министра оперативно разрабатывает и намерено внедрить план жесткой экономии. Пункт номер один данного плана, уже озвученный Винским, — замораживание роста зарплат до того времени, «когда станет ясна глубина кризиса и прояснится ситуация с ценами на рынке». На это, по словам министра, уйдет как минимум два-три месяца, стало быть, вплоть до начала второго квартала 2009 года транспортникам вряд ли поднимут зарплату. Правда, похожие прогнозы сегодня озвучивают и в ряде других отраслей.

Кроме того, перевозчикам, как железнодорожным, так и автомобильным (а также других путей сообщения), придется пересмотреть условия уже заключенных контрактов на предоставление услуг и применить ценовую коррекцию. Рентабельность пассажирских перевозок будут спасать за счет дальнейшего поднятия тарифов. В данном контексте министр ориентируется на соседнюю Польшу, где стоимость проезда на железнодорожном транспорте в четыре раза больше, чем в Украине.

Лидия ПОГРЕБНЯК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ