Вчера в Стокгольмском арбитраже начались устные слушания в споре НАК «Нафтогаз Украины» и российского «Газпрома» по контракту о транзите российского газа в Европу через территорию Украины. Как сообщила пресс-служба «Нафтогаза», в украинской компании добиваются, чтобы тариф на транспортировку российского газа через территорию страны формировался в соответствии с европейскими принципами и украинскими законами.
Накануне о перспективах этого процесса на своей странице в Facebook рассказал коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко: «Газпрому» придется выплатить нам десятки миллиардов долларов компенсации (за действовавшую ранее цену транзита. — Авт.), продавать газ по гораздо более низкой цене, каждый год платить на $4 миллиарда больше за транзит и не препятствовать нашей интеграции в европейский рынок». Витренко также изложил требования «Нафтогаза» к «Газпрому». «Как это и предусмотрено контрактом с «Газпромом», тариф на транзит должен быть приведен в соответствие с европейскими правилами установления тарифов», — уверен коммерческий директор. По его мнению, контракт должен быть приведен в соответствие с применимым (обязательным) законодательством. «Поскольку предоставление услуг по транспортировке газа осуществляется по территории Украины, очевидно, что украинское законодательство должно применяться, — убежден топ-менеджер, — И никакие контракты между двумя хозяйствующими субъектами, такими как «Газпром» и «Нафтогаз», не могут иметь «иммунитет» от применения законодательных норм, ведь законы имеют высшую юридическую силу над контрактами».
О шансах для Украины в Стокгольмском арбитраже рассуждал на одном из телеканалов сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его мнению, изменить формулу и покупать газ дешевле, даже получить какие-то платежи ретроактивные от «Газпрома» нам легче, чем доказать всему миру, что мы хотим задним числом поменять стоимость транзита. «Не даем ли мы таким образом козыри тому же «Газпрому» и его лоббистам и партнерам в Евросоюзе? — спрашивает Марунич, — потому что, как вы понимаете, если поднять в четыре раза стоимость транзита, то она сейчас будет через Украину где-то под 100 долларов. Было 28, а будет 100. Возникает вопрос: кто эти издержки будет оплачивать? Они будут перекладываться на европейского потребителя — и зачем это нужно?»
Противоположное мнение у президента Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаила Гончара. В комментарии «Дню» он отметил, что у Украины в Стокгольме «безусловно есть перспективы получить положительное решение арбитража». «Что касается транзитного контракта (2009 года), то в нем есть ярко выраженная ассиметрия прав и обязанностей сторон, — подчеркивает эксперт, — В нем прослеживается дискриминационный подход «Газпрома» к «Нафтогазу». Кроме того, мы видим явное невыполнение «Газпромом» своих обязательств по ежегодным объемам транзита не менее 110 миллиардов кубометров. Он их никогда не выполнял. Так что по транзиту, я считаю, шансы у нас даже более высокие».
Гончар подчеркивает, что повышение стоимости транзита никак не может затронуть европейских потребителей, потому что в Европе действует рыночная цена на газ. «Газпром», по его мнению, с большим удовольствием переложил бы все это на конечных потребителей. Но в Европе «Газпром» уже не монопольный поставщик газа, а имеет всего лишь примерно треть рынка, где есть и другие игроки. «Газпром», конечно, может выставить более высокую цену, но у него просто будут меньше покупать. Так что эти дополнительные $4 миллиарда лишь сократят доходность его газового экспорта. Это будут его проблемы, и их ему не удастся переложить на европейцев.