Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Треть бензина на АЗС — фальсификат

По данным экспертизы топлива 10 крупнейших сетей, под видом бензина марки А-95 водители покупают жидкость, которая не отвечает даже устаревшим украинским стандартам. Кто за это ответит?
5 июня, 2013 - 12:43

Каждый третий литр бензина на украинских заправках — фальсификат, утверждают специалисты. По данным экспертизы топлива на 10 крупнейших сетях АЗС, под видом бензина марки А-95 украинские водители покупают жидкость, которая не отвечает не только Евро-4 или Евро-5, а даже устаревшим украинским стандартам. Ведь предлагаемый заправками бензин имеет несвойственные качественному топливу цвет и плотность.

«Можно сделать один-единственный вывод: мы заправляем наши авто не настоящим бензином марки А-95, — говорит инициатор экспертизы, президент Киевского автомобильного клуба Максим Головин.

Такое засилье фальсификата специалисты объясняют отсутствием надлежащего контроля АЗС со стороны государства. Ведь в прошлом году Госпотребинспекция проверила лишь 457 АЗС. В то время как всего заправок в Украине — более 6 тыс. К примеру: в ЕС, как заверяют эксперты, все АЗС проверяют ежегодно. Чтобы так было и в Украине, государству предлагают финансировать проверку заправок за счет поступлений из акцизов. Тем более что борьба с фальсификатом теоретически должна была бы уменьшить теневой рынок топлива и увеличить уплату акцизов на 4 млрд. грн.

«Сейчас деньги идут в Укравтодор, «успешные результату» которого мы потом видим. Так, возможно, стоило бы часть от акциза — 1—2% — направить на контроль качества», — предполагает эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Общественные активисты, инициировшие экспертизу, надеются, что более жесткий контроль уменьшит количество контрафактного топлива на отечественных АЗС. А также поможет найти ответ на ряд вопросов. «В частности, что именно ввозится в Украину, сколько акцизов платится за импортное топливо, как ввезенный для минимизации налогов суррогат потом превращается в Евро-5, а также почему во время путешествий по Европе расход такого же топлива, но европейского производства, на треть меньшие? — отмечает основатель общественного движения «Я ненавижу Укравтодор» Андрей Черников. — Мы же используем бензин с такими примесями, что удивляются, как нам удается вообще завести автомобиль и выехать за пределы АЗС».

Пойти навстречу автомобилистам тем временем пообещал премьер-министр Украины Николай Азаров. Он поручил Миндоходов контролировать качество импортированных в страну нефтепродуктов. Уменьшит ли это количество фальсификата на АЗС, автомобилисты готовы проверить через месяц, проведя очередную экспертизу.

Впрочем, в том, что ее результаты окажутся лучше, специалисты не уверены. Ведь обещание правительства проверить импортные нефтепродукты никак не повлияет на основных «бодяжников» — украинские мини-НПЗ и нефтегаз. Напомним, официальный уровень тенизации украинского рынка нефтепродуктов Минфин в прошлом году оценил в 20%.

Алексей САВИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ