Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Третий – лишний

Почему при выборе перевозчика обошлись без конкурса
15 марта, 2010 - 20:39

Когда в Иерусалиме был подписан Договор о расширении масштабов авиасообщения между Израилем и Украиной, никто не сомневался, что он послужит улучшению взаимопонимания и между государствами, и между народами, и между обычными гражданами. Документ предусматривал увеличение количества авиарейсов между странами (с 14 до 21-го в неделю с каждой стороны) и вводил по одному дополнительному авиаперевозчику от каждой из стран. Были также увеличены квоты специальных рейсов и максимального количества паломников в летнее время и в дни празднования еврейского Нового года («Рош га-Шана»). Открытие, в соответствии с договором, регулярных авиарейсов между Винницей и Тель-Авивом облегчало паломникам из Израиля путешествие в Умань на могилу одного из духовных лидеров хасидизма — рабби Нахмана.

Но где еще в мире чиновники умеют находить личную выгоду в самых, казалось бы, рутинных делах? Уже через неделю после заключения соглашения авиакомпания «Международные авиалинии Украины» («МАУ») сообщила, что именно она стала тем самым третьим перевозчиком от нашей страны. (Эту информацию подтвердил и замминистра транспорта и связи — глава Госавиаадминистрации Украины Александр Давыдов, возглавлявший украинскую делегацию и подписавший вышеназванный договор.)

Даже видавшие виды эксперты удивились той скорости, с которой «МАУ» стали счастливым обладателем соответствующей лицензии, — это редкая для Украины оперативность. Израиль за ней явно не поспевает — свой выбор эта страна до сих пор не сделала. Но экспертов ждало еще большее удивление, когда достоянием гласности стало дополнение №1 к Лицензии на право осуществления пассажирских авиаперевозок, выданное компании «МАУ». В нем черным по белому написано, что Госавиаадминистрация, которую, напомним, возглавляет Давыдов, предоставила «МАУ» право на выполнение рейсов по маршруту «Киев—Тель-Авив» не после подписания упомянутого договора, а еще18 февраля, то есть за пять дней до этого события. А ведь известно, что лицензия на международные регулярные полеты выдается не до, а после заключения соглашения о воздушном сообщении между странами.

Нельзя не обратить внимания также и на то, что официально утвержденная повестка переговоров не предусматривала увеличения рейсов и назначения дополнительных авиаперевозчиков. Как свидетельствуют документы, инициатором этих новшеств стал все тот же глава украинской делегации Давыдов.

Зачем он это сделал, если хорошо знал, что авиарынок на этом направлении не растет, а сокращается? Раньше из Киева в Тель-Авив украинские авиакомпании «АэроСвит» и «ДонбассАэро», а также израильские «El Al» и «Arkia» ежегодно перевозили до 300 тысяч пассажиров. Но кризис внес коррективы: в 2009 году пассажироперевозки уменьшились по сравнению с 2008 годом на 12%, а в январе 2010 года — на 14%. Оправданно ли в этом случае появление третьего перевозчика? И почему им стали именно «МАУ»?

В авиакомпании заявляют, что еще в прошлом году подали соответствующую заявку. Но на право выполнять регулярные рейсы по маршруту «Киев—Тель-Авив» были и другие претенденты. Аналогичную заявку подала также компания «Дніпроавіа». О своем намерении говорили и в компании «Роза ветров» («Windrose»). Как же распределить новые рейсы? Представители Госавиаадминистрации Украины туманно заявляли, что для определения трех перевозчиков будет создана лицензионная комиссия, которая и определит перевозчиков, а также разделит между ними 21 новый рейс. Тем более, что украинское законодательство и нормативные акты, в том числе — ведомственное «Положение о порядке проведения конкурса на право эксплуатации международной воздушной линии», предусматривает возможность проведения открытого конкурса. Вместо этого глава Госавиаадминистрации попросту назначил еще одним перевозчиком почему-то приглянувшиеся ему «МАУ».

Идет ли тут речь об открытом лоббировании интересов одной из авиакомпаний и создании неконкурентных условий на рынке авиационных перевозок? Помнится, похожая формулировка встречалась в Законе Украины «О борьбе с коррупцией». Речь идет о том, что государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права оказывать содействие, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности; предоставлять незаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений.

Естественно, у Давыдова имеется своя версия происшедшего. «У нас был один вариант — ввести третьего перевозчика, но при этом ограничить емкость, чтобы избежать дисбаланса по количеству кресел на маршруте. Они были готовы к третьему перевозчику и предложили эту схему, мы ее приняли, сохранив паритет...»

Но юристы отмечают, что глава Госавиаадминистрации провел международные переговоры с Израилем, на которых выступал от имени государства, с учетом интересов конкретной авиакомпании — «МАУ». Неудивительно, что конкурент — «Дніпроавіа» — направил соответствующую жалобу в Генпрокуратуру и подал иск в Окружной административный суд Киева. Народный депутат Святослав Олийнык направил в Минтранссвязи, СБУ и МВД депутатские обращения, в которых потребовал вмешаться и дать правовую оценку действиям Давыдова. Как указывает Олийнык, «Дніпроавіа» утверждает, что непосредственное отношение к назначению «МАУ» третьим перевозчиком на линии имеет Давыдов. «В вышеозначенных действиях должностного лица — председателя Госавиаадминистрации Давыдова, — отмечается в обращении, — видится открытое лоббирование интересов одной из авиакомпаний Украины и создание неконкурентных условий на рынке авиационных перевозок». Исполняющий обязанности министра транспорта и связи Василий Шевченко отреагировал и заявил о намерении создать специальную комиссию, которая рассмотрит действия главы Госавиаадминистрации и вынесет решение относительно законности предоставления «МАУ» права совершать полеты из Киева в Тель-Авив. Руководители других перечисленных структур пока молчат. Получается, что благое, казалось бы, дело завершилось скандалом, который нанес очередной удар по международному имиджу Украины.

Светлана ГОНЧАРОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ