Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Три розетки»

Эксперты: Украине необходимо создавать Smart Grid — умные энергосети
10 сентября, 2013 - 11:50

За весь прошлый год из-за неблагоприятных погодных условий в Украине было отключено от энергопитания 2020 населенных пунктов, а лишь за два квартала этого года          — 2675. Растут и сроки ликвидации аварий, из-за чего потребители несут огромные финансовые потери или довольно долго испытывают дискомфорт. Выходит, распределительные электрические сети в нашей стране близки к тому, чтобы обеспечить украинцам темные (без света) зимние ночи. Такой пессимистический вариант развития событий всерьез рассматривают эксперты Центра исследований энергетики.

Они отмечают, что за последние двадцать лет потребление электроэнергии населением страны возросло в разы. По нормам 1970-х годов среднестатистическая квартира могла потреблять до 2,5 кВт.ч., сегодня — 7—8    кВт.ч., а в крупных городах — до 15 кВт.ч. Еще больше расходуют собственники загородных домов. Этим обусловлены проблемы «последней мили» энергосети перед подключением к ней непосредственных потребителей.

Не лучшая ситуация и на «предпоследней миле», для которой, по мнению экспертов, характерны деградация и старение энергосетей. Здесь зачастую преступно хозяйничают сборщики металлолома. Из-за этого большинство небольших городов и сел давно остались без резервного подвода электричества. В результате аварийные отключения становятся все более продолжительными. Ведь отсутствие резервной линии заставляет энергетиков тратить время на поиски и ремонт обрыва. Устранить его особенно сложно в зимнее время, когда по глубокому снегу не пройти и не проехать.

По мнению заместителя директора Департамента электроэнергетики Минэнергоугля Бориса Соркина, «сегодня мы пожинаем плоды нарушений охранных зон линий электросетей». По его словам, до 70% всех перебоев в подаче электроэнергии обусловлено падением деревьев на провода и опоры. Чиновник рассказывает, что министерство потратило два года на то, чтобы разработать изменения к Лесному и Земельному кодексу, которые в эти дни выносятся на обсуждение парламента. Они будут устанавливать ответственность владельцев лесов за соблюдение этих зон. «Владение лесом, — объясняет Соркин, — согласно документу, обеспечивает не только приятное            — возможность отдыхать и собирать грибы, но и налагает ответственность за соблюдение норм, предусмотренных правилами пользования электрическими сетями».

Среди причин отключений и перебоев в электроснабжении, считает Соркин, также кражи оборудования населением. В течение 2013 года, по его данным, было зафиксировано около 1000           случаев похищения оборудования облэнерго на 10 миллионов гривен. «Это кражи элементов опор, проводов, трансформаторов, масла из трансформаторов, выключателей на сетях и другого оборудования», — конкретизирует Соркин. Линии электропередач, по его словам, имеют огромную протяженность, около 900            тысяч километров, и обеспечить их охрану практически невозможно. «Согласно разработанной в Минэнерго стратегии развития энергетики до 2030 года только на распределительные сети требуется 380            миллиардов гривен. Сегодня инвестиционная   программа 2013        года всех энергокомпаний составляет лишь 4    миллиарда 120 миллионов», — сетует он и заводит новую песню о старом: где взять деньги. Одно из решений — продолжить приватизацию энергоснабжающих компаний.

Вместе с тем все понимают, что инвестор не будет вкладываться до тех пор, пока не будет уверен в том, что получит прибыль на вложенный капитал. «Сегодня единственным источником формированием инвестиционных программ является тарифная составляющая. Но после приватизации могут быть созданы условия по привлечению необходимых кредитных ресурсов, которые наряду с тарифной составляющей позволят сформировать те суммы, которые обеспечат развитие энергетической инфраструктуры», — объясняет представитель Минэнергоугя.

Между тем вице-президент по развитию энергетики «ВС Энерджи Интернешнл Украина» Анатолий Зоммер напоминает, что 70% инвестиций, направляющихся в энергетическую отрасль, идут на реконструкцию и модернизацию, но и этого недостаточно для ощутимого обновления энергосетей. «По нашим расчетам, только для того, чтобы остановить старение основных фондов, инвестиций нужно в 3,5 раза больше», — говорит он. «Например, в 1990-х ежегодно разворовывалось количество проводов и оборудования, сравнимое по объему с одним облэнерго», — продолжил Зоммер. Он считает, что общество должно заплатить за восстановление и переоснащение энергосетей повышением тарифа на электроэнергию для населения. Более того, он предлагает также изменить нормативную базу для энергетиков таким образом, чтобы у них появилась возможность использовать на инвестиционные нужды средства от повышения тарифа. «Если ситуация не изменится, то через пять-семь лет электроэнергия станет роскошью, а не средством для нормального существования», — откликнулся генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.

Понятно, что сегодня, когда до президентских выборов уже рукой подать, тариф остается «священной коровой» власти. Поэтому энергораспределяющие компании уповают сегодня на стимулирующее тарифообразование, разрабатываемое Минэнерго и НКРЭ. Спасут ли соответствующие документы в случае их утверждения украинские электросети от недофинансирования и разрушения? И как они повлияют на тариф для населения?

Заместитель директора департамента ООО «Энергоконсалтинг» Роман Коломиец рассказал об истории системы стимулирующего тарифообразования в Европе. По его словам, она появилась там в результате перефинансирования соответствующих компаний и была направлена на то, чтобы заморозить доходы компании на определенном уровне и заставить их выдерживать требования по снижению затрат и надежности энергоснабжения, то есть снижению отключений. Поскольку в Украине энергокомпании недофинансированы, Коломиец предостерегает: «Никакого снижения тарифа не будет точно. Тарифы должны возрасти, поскольку существенно увеличится капитальная составляющая». «Так что эта система,            — делает вывод эксперт,    — прямой стимул к инвестициям».

Соркин также ратует за повышение тарифов для населения, доведение их до экономически обоснованного уровня. Донором же незащищенных слоев населения, по его словам, должно стать Минсоцполитики, занимающееся их защитой, то есть, иными словами, госбюджет, а не энергетика, как сегодня.

А что же получат в обмен на повышение тарифа остальные потребители? «Человек должен иметь три розетки — дровяную, газовую и электрическую, — говорит чиновник, — и «ходить» в каждую розетку в тот период времени, когда в этой розетке наиболее дешевый тариф. Таким образом я оптимизирую свои затраты, делаю вклад в выравнивание графика потребления энергосистемы и, таким образом, уменьшаю потребность энергетики страны в создании аккумулирующих мощностей». В связи с этим Соркин высказывается за введение льготного ночного тарифа для населения и подчеркивает, что сегодня его нет только потому, что электроэнергия у нас дешевая и нет стимула для того, чтобы вкладывать средства в системы отопления на нескольких источниках.

На это высказывание с энтузиазмом отреагировал Харченко: «Я очень рад, что мы параллельно перешли на тему умных сетей     — от экономического тарифа на Smart Grid». «Мне очень приятно слышать это от вас, — продолжал генеральный директор,      — потому что многие эксперты в частном порядке говорят, что министерство не думает о развитии, а только затыкает те дыры, что есть».

Задал свой вопрос Соркину и «День»: есть ли у нас соответствующие системы и приборы для того, чтобы человек мог воспользоваться предлагаемым ему выбором из «трех розеток»? Отвечая, чиновник, во-первых, заподозрил, что журналист понял его буквально, а во-вторых, сказал, что «должны быть три системы, обеспечивающие взаимозаменяемость, поддерживать одна другую и обеспечивать гибкость энергетики, что позволяет увеличить КПД и создать страховку от Алчевска...». Такой подход показался несколько примитивным и не учитывающим всех возможностей, обеспечивающих в передовых странах столь продвинутые энергосети.

Впрочем, Соркин все же продемонстрировал, что Smart Grid для него не пустые слова. Далее эксперт рассказал о том, что интеллектуальные сети в Украине имеют большое будущее, поскольку их создание вызвано также наращиванием мощностей альтернативных источников энергии и соответствующей потребностью содержать для страховки значительные энергетические мощности «горячего резерва» традиционной генерации. Это, естественно, влетает государству в копеечку. Однако умная система должна работать в режиме реального времени, используя при этом информацию о работе «альтернативки», а также соответствующие прогнозы, должна не мешкая, а вернее моментально, включать в работу «резерв». Да, как видим, понимание задачи в министерстве есть. Но почему оно не только не поддерживает, но и отказывается даже ознакомиться на своем техническом совете («День» располагает соответствующими фактами) с отечественными разработками, авторы которых на основе оптико-волоконной техники и оригинальных компьютерных программ делают первые шаги для решения соответствующих проблем?

КСТАТИ

В 2010 году, по данным Zpryme Research & Consulting, среди стран, вложивших средства в развитие технологии Smart Grid, лидирует Китай с размерами инвестиций в $7,32 млрд. Несколько отстают США, которые вложили в «умные» сети $7,09  млрд. За двумя сверхдержавами следуют Япония с $849 млн и Южная Корея с $824 млн. Замыкает эту пятерку Испания с $807 млн, вложенными в будущее энергетики. Данные об Украине пока отсутствуют.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ