Украина и Грузия имеют все возможности для наращивания торгово-экономического сотрудничества в ближайшей перспективе. Об этом вице-премьер-министр Украины — министр социальной политики Сергей Тигипко заявил во время седьмого заседания Общей межправительственной украинско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества.
Правительственный чиновник подчеркнул, что Украина остается одним из наибольших внешнеторговых партнеров Грузии, и объемы взаимной торговли динамично растут. Среди перспективных направлений сотрудничества вице-премьер-министр назвал наращивание объемов взаимного инвестирования. При этом он отметил, что правительство Украины прилагает все усилия для создания благоприятного инвестиционного климата. «Эта работа уже идет, мы не только уменьшили количество налогов и ставки по ним, но и радикально сокращаем перечень лицензий и других разрешительных документов для бизнеса. Улучшение инвестиционного климата — это стратегическое задание украинского правительства», — отметил Тигипко.
По результатам встречи вице-премьер-министр Украины — министр социальной политики Сергей Тигипко и вице-премьер-министр Грузии, Государственный министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе подписали протокол Совместной межправительственной украинско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества.
А вот пообщаться с теми, кто непосредственно почувствует на себе эффект от подписанных договоренностей, и уже сейчас может много рассказать правительственным чиновникам о «благоприятном» украинском бизнес-климат, Сергей Леонидович (в отличие от своего грузинского коллеги вице-премьера Георгия Барамидзе) не захотел. На международный бизнес-форум «Украина-Грузия», который был приурочен как раз к работе межправительственной комиссии, вице-премьер, хотя и был заявлен в качестве основного спикера, не пришел. «Приболел», — объяснил украино-грузинскому бизнес-сообществу причину отсутствия «шефа» председатель Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Украины Михаил Бродский. (Напомним, в пятницу, когда собственно и проходил бизнес-форум, Сергей Тигипко выступал в «Большой политике» с Евгением Киселевым. — Ред.).
Поэтому именно Бродскому пришлось отдуваться. Было заметно, что Михаил Юрьевич пришел неподготовленным. 7,5 минут — спич и общие фразы: обещания в духе старого доброго «улучшения уже сегодня». «Мы надеемся на инвестиции в нашу страну. Кроме того, надеемся, что наши инвестиции будут одобрены и в вашей стране», — парировал Бродский. Он радостно пригласил обращаться к нему «в службу», которая «занимается дерегуляцией». Кроме того, чтобы, по-видимому, окончательно убедить грузинских бизнесменов в гостеприимстве украинского чиновничества, Бродский предложил писать ему на Фейсбук. «У нас прямая связь... Я читаю лично сам. И утром, и вечером, и ночью, когда не спится», — восхвалялся «открытостью» и доступностью украинской власти Михаил Юрьевич, объясняя бизнесменам, как найти его страницу в Фейсбуке (примечательно, что никто из зала, как заметил автор этих строк, не потянулся за ручкой и листком, чтобы записать «инструкции»).
Создавалось впечатление, что для самого Бродского его спич был сюрпризом. Впрочем, именно вот в таких неподготовленных речах зачастую «всплывают» интересные нюансы. Скажем, обращаясь к грузинской половине бизнес-форума, Бродский несколько раз отметил, что украинский бизнес надеется на то, что его инвестиции с радостью будут восприняты в Грузии. А почему тогда украинский бизнес так же радостно не вкладывает свои средства в украинскую экономику? Этим «реверансом» Бродский, фактически перечеркнул половину своей «эмоциональной» речи о реформах и благоприятном климате в Украине. Ведь очевидно, что если бизнес (в то время как страна чувствует острую необходимость в капиталовложениях) надеется на теплые объятия иностранных экономик, значит не все здесь так радужно, как «поют».
Не менее симптоматично оговорился Бродский, пытаясь убедить грузин в привлекательности украинских инвестиций. «Насколько мне известно, наш бизнес уже в Грузии присутствует. Группа «Приват» реально занимается ферросплавами. Я не знаю, правда, это они через оффшоры к вам зашли или напрямую из Украины. Но мне кажется, что через оффшор. Тем не менее у них прекрасная здесь (в Украине. — Ред.) практика. Они создали здесь курорт. Это я сейчас о туризме говорю. И если у вас они начнут это делать, а я уже слышал, что начинают, то тоже получится хорошая украинская инвестиция», — подчеркнул Бродский.
«В целом, коротко: где мы более конкурентоспособны, мы идем к вам, а где вы более конкурентоспособны, активны, естественно, приходите к нам», — решил подытожить свой короткий спич экспромтом Бродский и добавил, что «если все получится», годовой товарооборот между Грузией и Украиной за несколько лет с миллиарда должен вырасти как минимум в два, а то и в три раза.
Выступление грузинского вице-премьера было менее эмоциональным, но сорвало овации. Барамидзе рассказал о результатах работы межправительственной комиссии и сообщил, что Украина и Грузия договорились сотрудничать по четырем проектам: строительство (в настоящий момент Грузия готовится к строительству нового морского порта и города возле него), информационные потоки (по словам Барамидзе, Грузия хочет провести прямую линию связи с Украиной, чтобы не использовать Россию как трансфертную зону) и два проекта в энергетической сфере (транспортировка сжиженного газа из Азербайджана и гидроэнергетика).