Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Труба без нефти

Решение правительства по нефтепроводу Одесса — Броды не выполняется. Почему?
30 июня, 2004 - 00:00

На украинско-польском бизнес-форуме в Ялте, состоявшемся в прошлый уик-энд с участием президентов обеих стран, должны были парафировать учредительное соглашение о создании совместного предприятия для строительства на территории Польши нефтепровода (продолжение нефтепровода Одесса — Броды), по которому каспийскую нефть планируется транспортировать в Европу. После этого украинская сторона должна была приступить к выполнению собственных процедур по созданию этого СП. Последнюю точку в создании предприятия предполагалось поставить во время поездки премьера Виктора Януковича в Польшу в течение ближайших двух недель.

Но в Ялте не подписано никаких документов по этому направлению. Стороны лишь обменялись пожеланиями... Президент Украины Леонид Кучма отметил, что завершение польской стороной подготовительной работы к созданию совместного предприятия для достройки нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка — чрезвычайно важный шаг на пути реализации транзитного потенциала двух стран. Он также выразил уверенность, что все необходимые документы для создания СП с участием «Укртранснафты» и польской компании «Пшиязнь» будут быстро согласованы также и украинской стороной. Президент Польши Александр Квасьневский даже выразил надежду, что в 2008 году первая нефть пойдет по нефтепроводу Одесса — Броды в Европу. «Есть шанс, что работы (по достройке нефтепровода до Плоцка) начнутся в 2006 году и через два года там должна пойти уже первая нефть из Одессы», — сказал Квасьневский.

Сбудутся ли эти пожелания и прогнозы?

На прошлой неделе в Киеве прошло заседание правительственной комиссии по вопросам эффективного использования нефтетранспортной системы Одесса — Броды. С подачи руководства НАК «Нефтегаз Украины» принято решение о подготовке изменений к постановлению правительства от 4 февраля этого года, определяющего направление использования нефтепровода. Изменения касаются буквально трех слов. Слова «в европейском направлении», согласно решению комиссии, будут изъяты из текста этого постановления. Этим оно практически изменяется с точностью до наоборот, и сторонники реверсного направления работы нефтепровода — из Бродов до Одессы, то есть из России до Босфора — получают еще один шанс победить Украину. Перед этим была попытка прямым текстом включить в текст постановления слово «реверс», но в правительстве, по-видимому, расценили, что накануне Ялты это было бы просто неприлично, и согласились только на «обрезание» относительно Европы.

В прошлый четверг проект «Нефтегаза Украины» по изменениям к постановлению правительства, которым определялось именно европейское направление работы нефтепровода Одесса — Броды, намечалось вынести на рассмотрение заседания правительственного комитета, возглавляемого Андреем Клюевым. А уже на этой неделе, по замыслу НАКа, антиевропейский вопрос должен появиться на повестке дня правительства. И реверс был бы разблокирован. Но по причинам, о которых пока что неизвестно, заседание не состоялось.

Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что здоровые силы в украинском правительстве в последнее время достигли определенных сдвигов в направлении запуска нефтепровода Одесса — Броды (не этим ли был обусловлен долгосрочный отпуск вице-премьера Андрея Клюева?). По итогам встречи министра топлива и энергетики Сергея Тулуба с представителями ЕБРР заявлено о том, что банк готов кредитовать наполнение нефтепровода Одесса — Броды при наличии контрактов на прокачку нефти. А контракты, как говорится, на подходе. В последнее время украинское правительство получило предложения от американской Chevron Texaco, казахстанских и прибалтийской компаний (Baltik Petroleum Ltd), от других трейдеров, которые по своему суммарному потенциалу значительно превосходят то, что предлагает ТНК-БП (главный лоббист российских интересов). То есть европейское направление может работать — для него есть реальные условия. Но в «Укртранснафте» находят, скажем, для казахстанских трейдеров, мягко говоря, неправдивые аргументы, направленные только на то, чтобы перекрыть каспийской нефти путь к украинскому нефтепроводу. Оказывается, в Европу нефть нужно перекачивать, а вот в обратном направлении, то есть из Бродов до Одессы, российское сырье, дескать, может идти самотеком. С другой стороны самой Украине навязывается вывод о том, что ей просто невыгодно иметь дело с владельцами каспийской нефти.

Почему становятся возможными такие действия? К сожалению, украинское правительство, а вернее его главные чиновники практически не могут влиять на НАК «Нефтегаз Украины» и его дочку «Укртранснафту». И потому власть вынуждена идти по пути наименьшего сопротивления, пытаясь хотя бы уменьшить свою ответственность за последствия промедления с реализацией проекта Одесса — Броды. Ситуация для нее осложняется еще и тем, что польская сторона уже выполнила все необходимые формальности по созданию совместного с Украиной предприятия (в соответствии с рамочным соглашением, подписанным 16 января). Смехотворный аргумент для срыва соглашения о создании СП подбросил накануне саммита президентов в Ялте НАК «Нефтегаз»: по словам его руководителей, у компании нет средств на взнос (составляющий только миллион злотых, или 1,2 млн. гривен) в уставный фонд СП. И в это почти поверили. Будто никто не знает, что в бюджет «Укртранснафты» эта сумма была заложена еще с начала года.

Крайне болезненно реагирует на «новации» украинских должностных лиц относительно направления работы нефтепровода Одесса — Броды польская сторона. Если реверсные решения будут приняты, то, по данным из польских источников, Варшава предпримет определенные демарши, а визит украинского премьера может быть отложен. При этом понятно, что нет оснований обвинять польскую сторону в затягивании достройки нефтепровода по территории Польши (как делают некоторые украинские СМИ, имеющие российские источники информации и финансирования), ведь торможение идет с другой стороны. Более того, у Варшавы, которая внимательно следит за каждым шагом и даже словом украинской стороны в этом вопросе, достаточно причин для того, чтобы подозревать Киев в двойной игре. У нее сегодня есть также немало оснований даже для того, чтобы считать, что решения по украинскому нефтепроводу принимаются в Москве. К сожалению, в этом случае практически исчерпывается повестка дня украинско-польского экономического сотрудничества. Ведь с провалом нефтепровода последним совместным проектом остается приватизация металлургического комбината Гута Ченстохова, и трудно надеяться, что в этих условиях поляки отдадут ИСД предпочтение в этом процессе...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ