Минэкономики разработало проект прогноза развития экономики на 2006 год. Согласно ему, рост реального ВВП будет составлять 2,8%, инфляции — 11,4% (в прошлом году соответственно 2,6% и 10,3%). Выходит, за дополнительные 0,2% роста экономики стране придется заплатить 1,1% дополнительной инфляции?
Но углубленный анализ состояния экономики в апреле свидетельствует несколько об ином. Этот месяц, по результатам многолетних наблюдений, является периодом зарождения двух различных тенденций, которые двигают потребительскую инфляцию. Сезонный спрос потребителей на топливо и частично на сахар генерирует восходящую ценовую волну. А вот постепенное увеличение предложения овощной продукции — нисходящую.
В 2004—2005 годах инфляционный тренд второго квартала формировался также под влиянием дисфункциональности рынка мяса, спровоцированной неурожаем 2003 года. В этом же году снижение цен на мясо, начатое в октябре 2005 г., продолжалось. Можно прогнозировать, что в течение второго полугодия инфляцию будут стимулировать повышенные с 1 мая цены на газ и электроэнергию и соответствующие сдвиги в тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Удорожание энергоносителей будет влиять на товарное предложение со стороны металлургии и химии. Однако противоположным фактором, который будет формировать ценовой профиль, будет зафиксированное впервые с 1999 года уменьшение монетарной базы.
Именно в процессе взаимодействия этих факторов сформировались ценовые характеристики апреля. Впервые за годы независимости в этом месяце зафиксирована дефляция (0,4%), даже большая, чем была в марте (0,3%). Следовательно, предположения о неслучайности дефляционного тренда предыдущего месяца подтвердились. В апреле, вопреки всем прогнозам, среди которых был и прогноз Минэкономики, инфляция не возобновилась. Характерно, что эта тенденция вряд ли носит ситуативный характер, потому что факторы, которые влияют на поддержку стабильности цен с некоторым уклоном в сторону их снижения, действуют интенсивнее сил, которые возбуждают инфляцию. Рост потребительских цен за четыре месяца (2,3% до декабря) стал наименьшим за все годы независимости, кроме 2002 года, когда инфляция в январе — апреле составляла 0,3%.
Значит, сегодня вероятность вписаться в годовой показатель инфляции потребительских цен, который свидетельствовал бы о возврате Украины в клуб стран с низкой инфляцией, является вполне достаточной. Выходу за отметку 10% можно успешно сопротивляться. Хотя, безусловно, сегодня есть и факторы возможного ускорения инфляции. Они связаны с ростом цен на газ, электроэнергию и услуги, но могут быть «перекрыты» теми, под воздействием которых складывается сегодня торможение инфляционных процессов.
К сожалению, таким замедляющим фактором для инфляции в значительной степени служит торможение движения экономики до уровня исторического минимума (ВВП — 2,4%, промышленность — 0,2%). По сравнению с 2000 годом оно более длительное (рост ВВП за четыре месяца тогда составлял 4,1%, промышленного производства 6,2%; а по итогам года оно ускорилось до 5,2% ВВП и 7% в промышленности.) В 2002 г. дефляция была в шести месяцах (февраль, март, май — август) и по итогам года составляла 0,6% (к декабрю). Если в 2002 году падение темпов роста ВВП продолжалось три месяца, то в 2005-м оно происходило в январе — ноябре и даже в январе этого года. В малоподвижном экономическом организме, как правило, наблюдается сниженное инфляционное давление. Сегодня оно пока больше, чем в 2002 году. Известно, что резкое падение товарного предложения, совокупным выражением которого является ВВП, может ускорять инфляцию. Но ослабление энергии роста не является настолько глубоким, чтобы «оголить» товарное предложение до того уровня, когда оно уже не сможет «прикрываться» импортом. В первом квартале растущие номинальные доходы полнее, чем год назад, покрываются соответствующим объемом товаров и услуг, в том числе и за счет расширения импорта как продовольственных, так и промышленных товаров. К тому же значительную часть растущих доходов население направляет на сбережения. Склонность к ним в апреле возросла: тенденция наращивания суммы депозитов физических лиц осталась на уровне апреля прошлого года (3,4% против 3,5%). Но ведь тогда массово возвращались изъятые перед выборами 2004 года вклады населения. Эта сберегательная активность граждан в апреле превысила мартовскую, когда депозиты увеличились на 2% против 5,1% в марте 2005 года. Перед выборами этого года и после них, в течение апреля, население страховалось от рисков, превращая гривневые вклады в валюту и недвижимость. Кроме того, в апреле существенно увеличились депозиты предприятий и организаций — на 1,5% против 0,5% год назад. Усиление спроса на деньги сильнее, чем в прошлом году. Если скорость их обращения в январе — апреле 2005 года уменьшилась всего на 0,2%, то сегодня уже на 7,3%. В большей мере, чем это происходит на рынках для физических лиц, активизирован спрос на деньги для производственной деятельности. Это значит, что повышается активность производителей. Денежное предложение в этом году активнее абсорбируется реальным сектором и уменьшает давление на потребительские цены.
В течение апреля значительная часть наличности вне банков была трансформирована в валютные вклады, которые увеличились на 4,7% (год назад в этот период они уменьшились на 1,6%). Сейчас беспрецедентно низким является и показатель движения наличности вне банков (+1,3%) по сравнению с показателем января — апреля прошлого года (+12,5%). Следовательно, уменьшился потенциал давления на цены потребительского рынка.
Оставалась благоприятной для удержания инфляции на относительно низком уровне и фискальная деятельность правительства. Сбалансированность доходов и расходов бюджета была в основном сохранена, хотя существует задолженность по возмещению НДС. Общий фонд госбюджета по доходам был перевыполнен на 2,3%, а по расходам — недовыполнен на 2%. В условиях, когда Нацбанк уменьшил чистую кредитную эмиссию на приобретение валюты в стабилизационный фонд на 1,7%. В апреле Минфин компенсировал это уменьшением своих средств на счету НБУ, которые с начала года стали на 11,4% меньше объемов средств правительства на едином казначейском счету в НБУ. В свою очередь, Нацбанк на 12% уменьшил свою чистую кредитную эмиссию на приобретение валюты в стабилизационный фонд. Эта взаимокомпенсация удерживает монетарные агрегаты на относительно низком уровне. Сезонный рост спроса на рынке нефтепродуктов был на этот раз сбалансирован предложением. Если год назад, в апреле, цены на горюче-смазочные материалы возросли на 10,4% то в этом году — всего на 1,3%.
Традиционно сдерживали инфляцию факторы сезонного характера. Они действовали выразительнее — в апреле 2005 г. цены на овощи выросли на 4,5%, а в этом году всего на 0,2%, а на картофель снизились в апреле 2006 г. на 8,5% против 4,9% год назад. Меньшими темпами росли и цены на фрукты — 2,4% против 6,6%. Можно предположить, что часть товарного предложения овощей и картофеля была придержана в экстремальные по погодным условиям зимние месяцы или даже была испорчена морозами, что повлияло на инфляционные показатели января — февраля.
Продолжали действовать силы инфляционного сдерживания, запущенные усилением обменного курса гривни год назад. Например, цены на непродовольственные товары возросли в апреле всего на 0,1% против 1,1% в апреле 2005 г., а с начала года соответственно на 0,3% и 1,7%. Значительным вкладом в такие благоприятные тенденции стало относительное удешевление импорта, и в первую очередь, промышленных товаров. Набирает силы и динамика отечественной легкой промышленности.
В то же время влияние новых цен на газ и электроэнергию все еще не проявилось, поскольку для населения их повышение произошло только в мае. Сегодня гипотетические оценки вклада в годовую инфляцию со стороны этих и дальнейших повышений не превышают 1-2% дополнительного роста потребительских цен. Но не следует забывать, что более существенным может быть замедление инфляции по итогам года в случае, если будут действовать дефляционные тенденции на других товарных рынках.
Однако еще рано делать выводы относительно сохранения дефляционной тенденции в краткосрочной, а тем более среднесрочной перспективе. Поэтому либерализация монетарной политики еще не ко времени.
Целесообразно сохранить стабильность обменного курса, в т.ч. на межбанковском валютном рынке, поскольку отсутствуют основания для девальвации в условиях, когда инфляция в этом году меньше прошлогодней на 2,8%, а валютные резервы все еще находятся в комфортном коридоре достаточности. Правительству можно рекомендовать усилить фискальную дисциплину и уменьшить потенциальный бюджетный разрыв за счет средств от приватизации, которую, в свою очередь, нужно ускорить. Банкам можно рекомендовать умеренно повысить депозитные ставки, чтобы поддержать тенденцию роста склонности к сбережениям, которая способствует ценовой стабильности.