В последнюю неделю своей каденции Верховная Рада приняла закон, согласно которому 9 миллиардов гривен, полученных от продажи «Криворожстали», направят на выплату долгов Сбербанка СССР. Это решение стало апофеозом социального популизма, который, похоже, становится официальной государственной идеологией. И ответственность за такую политику несут в равной мере как провластные силы, так и нынешняя оппозиция, поскольку все они, вне зависимости от красок и идеологий, являются представителями государства и призваны защищать его интересы.
К сожалению, ни одна из противоборствующих сторон даже не попыталась рассказать избирателям все последствия тех деструктивных процессов, которые может спровоцировать данное решение (свидетельствующее о последовательной политике перераспределения финансовых потоков в пользу социальной сферы), если все-таки вступит в действие.
Примечательно, что политические силы, которые поддержали этот законопроект, и в новом парламенте получили абсолютное большинство депутатских мандатов. Это не может не вызывать тревоги. Вне зависимости от будущей конфигурации парламента, уже ясно, что тенденции социализации экономики, в лучшем случае, лишь сбавят темп. Как прогнозируют эксперты, именно данный фактор будет и дальше очень сильно тормозить экономическое развитие страны. Более того, он имеет достаточный потенциал, чтобы разрушить не только экономику, но и саму социальную сферу, ради которой собственно все и начиналось. Иными словами, социальный популизм на данном этапе является наиболее реальной и опасной угрозой для экономической безопасности и независимости Украины.
Достаточно символическим в этом плане является высказывание одного из лидеров провластной коалиции, который в одном из своих интервью предельно ясно аргументировал позицию касательно перспектив дальнейшего развития Украины. Европа, мол, имеет высокие социальные стандарты, поэтому и Украина должна двигаться в том же направлении. Похоже, это высказывание служит базовым тезисом, на основе которого строится вся социально- экономическая политика. Однако такой ориентир может завести Украину в экономический тупик, поскольку такая теория является глубоко ошибочной. Детальный анализ траектории экономического развития государств, которые сегодня являются лидерами мировой экономики и обеспечивают своим гражданам высокий уровень благосостояния, показывает кардинально противоположные тенденции развития.
На самом деле высокий уровень благосостояния населения развитых стран достигался за счет развития экономики и повышения уровня деловой активности граждан, а государственный бюджет наполняется не за счет увеличения налогового давления на предприятия, а посредством расширение самой базы налогообложения. Украинская власть пытается добиться этого эффекта за счет развития малого бизнеса. Однако следует отметить, что этого явно недостаточно для быстрого экономического развития страны. Сегодня этот уровень предпринимательства носит скорее социальный характер и позволяет повысить занятость населения в стране. В глобальном же масштабе малый бизнес никогда не был локомотивом, который выводил какую-нибудь страну на достойное место в новых геоэкономических реалиях. Это справедливо как для развитых стран, так и для бедных. Думается, параллельно с заботой о малом бизнесе украинская власть должна сосредоточиться на развитии крупных отечественных ФПГ. Именно они смогут наполнить казну и обеспечить реальную экономическую независимость страны. Диалог между властью и ФПГ выгоден обеим сторонам. К сожалению, этот простой факт на данном этапе ни крупный бизнес, ни государственная власть еще не осознали.
При этом речь не идет о банальном лоббировании властью бизнес-интересов отечественных ФПГ. Сегодня бизнесу нужны нормальные условия для развития, а завтра, возможно, речь пойдет и о поддержке интересов ФПГ на международной арене. Учитывая, что практически все наиболее привлекательные объекты государства уже распроданы, активная внешняя деятельность является единственным способом наращивания активов ФПГ. Стоит только подтолкнуть (а не вытолкнуть) крупный бизнес, и украинские транснациональные корпорации начнут осваивать мировые пространства.
Такая практика в сегодняшнем мире является не просто частью геоэкономической стратегии государства, но и едва ли не единственной возможностью активно интегрироваться в глобальные экономические процессы. Возьмем, например, Азию, показывающую немало примеров успешного экономического развития. Там государство вступает в союз с крупным отечественным бизнесом и помогает ему аккумулировать капитал. Стратегия «азиатской модели» требует государственного руководства в промышленном планировании и определенной защиты внутреннего рынка, а также контроля над ростом не только социальных трансфертов, но и зарплат. Такая стратегия была впервые использована Японией. Формирование крупных корпораций под патронатом государства и всесторонняя поддержка их деятельности способствовали тому, что оккупированная и разрушенная Япония превратилась в регионального экономического гегемона.
Корея также сделала ставку на продвижении собственных ФПГ — чеболей. И крупнейшие из них — LG, Samsung, Pohang, Iliva — вошли в число лидеров глобальных рынков. В Индии почти до 90-х годов действовал закон, согласно которому 60% акций любой компании должно было принадлежать местным собственникам. И лишь когда национальные компании окрепли, индийцы впустили на свою территорию крупных иностранных инвесторов. В Сингапуре само государство стало капиталистом, создав инвестиционные фонды с высококвалифицированным руководством, которые добились значительных успехов.
Аналогичные процессы идут и на постсоветском пространстве, в том числе в России, Казахстане, Азербайджане. Правда, некоторые аналитики связывают их с авторитарными традициями, характерными для азиатского региона. Но их можно увидеть повсеместно. Так, в 2005 году в Западной Европе объем слияния капитала увеличился на 49%, в США — на 32%. Все это свидетельствует о том, что крупные корпорации становятся важным элементом экономики любого развитого государства.
Украина же, похоже, берет курс в противоположном направлении. Повышая уровень благосостояния граждан посредством увеличения социальных трансфертов, государство неизбежно будет наращивать налоговое давление на бизнес и изымать государственные средства, которые могли бы идти на реализацию инвестиционных проектов, и в дальнейшем, вследствие эффекта мультипликатора, принесли бы значительно больше выгоды. Очень тревожный звонок прозвучал в прошлом году, когда в структуре общенационального дохода социальные выплаты государства превысили «заработанные» доходы украинцев. Это свидетельствует о том, что население приучается жить за счет государственной помощи, а не за счет собственных сил. Ожидание очередного повышение социальных выплат порождает такое негативное явление, как социальный популизм. И, чтобы получить поддержку электората, каждая провластная сила пытается раздать больше, чем предшественники. Так в экономике появляются негативные кумулятивные тенденции. Для того, чтобы проводить широкую социальную политику, необходимо создать мощную экономическую базу. Всесторонний прессинг на крупный бизнес и повышение социальной нагрузки на бюджет стали важными факторами снижения темпов роста ВВП. В то же время сами украинские ФПГ занимаются преимущественно экспортом сырья и полуфабрикатов, что теряет смысл в любой государственной поддержке их деятельности. Поэтому именно в диалоге с крупным бизнесом кроется огромный потенциал для развития нашей экономики. И уже это будет способствовать росту благосостояния граждан.
А возвращаясь к названному в начале статьи закону, нельзя не отметить, что одновременное вливание 9 миллиардов наличных гривен может спровоцировать экономический кризис и серьезный скачок инфляция, который подорвет валютную и денежно-кредитную системы государства. Такой путь развития является тупиковым.