«Информация, что распространяется некоторыми средствами массовой информации об инициативах Гостуризмкурорта, в частности направленных на внедрение в Украине специального налога по выездному туризму, не отвечает действительности», — сообщается на сайте.
Свой подробный отчет о том, как Гостуризмкурорт предлагает развивать внутренний рекреационный рынок глава Гостуризмкурорта Елена Шаповалова, отмечается в сообщении, должна представить в следующую среду (12 июня) на брифинге по актуальным вопросам развития сферы туризма и курортов в Украине.
А вот что конкретно говорила Шаповалова на закрытом заседании Кабинета министров и почему ее слова депутат от ВО «Свобода» Игорь Швайка пересказал в СМИ как предложение внедрить налог в размере 1% от минимальной зарплаты (по состоянию на сегодня — это 11 гривен 47 копеек) для всех граждан Украины, которые выезжают отдыхать за границу, в пресс-службе Гостуризмкурорта, к сожалению, не сообщают.
Пресс-секретарь Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины Юлия Олийнык в комментарии «Дню» заметила, что предложений по реанимации внутреннего рынка отдыха сегодня очень много. Поэтому вполне возможно, что госпожа Шаповалова могла озвучить и такую идею. «Эти разговоры ведутся в режиме нон-стоп. Мировая практика, которая предопределяет в том числе и введение дополнительных налогов и сборов, постоянно обсуждается и примеряется к Украине. Реагировать и комментировать каждую идею не реально», — объясняет она.
«День» пытался выяснить у Игоря Швайки, какое конкретно предложение он услышал на заседании КМУ от госпожи Шаповаловой. Но пресс-секретарь свободовцев «успешно» не отвечал на наши звонки после того, как услышал, с какой целью мы просим контакты господина Швайки.
Не удивительно, что туроператоры возмущены самим появлением такой инициативы. Так, генеральный директор туристической компании «Музендис Тревел» Александр Атлас в беседе с «Днем» назвал это «неуважением к гражданам Украины». «Люди не хотят отдыхать в Украине, потому что отдых здесь, скажем в том же Крыму, обходится в три раза дороже, а качество и сервис на три порядка ниже. Мы, например, компания, которая занимается греческим направлением. Так вот, я знаю, что мы можем предложить хорошую гостиницу по цене 50 евро в сутки на двух человек. А посмотрите, что вы можете за эти деньги подобрать в Крыму?» — апеллирует Атлас.
«Это лишний повод содрать деньги под прикрытием того, что мы стимулируем украинский туризм. Ничего мы не стимулируем такими методами, — подчеркивает Атлас. По его мнению, государство должно было бы законодательно поддерживать тех людей, которые изменяют некачественные условия на внутреннем рынке. Пытаться удержать людей налогами — это ошибочный путь, подчеркивает эксперт. «В мире стимулируют тех, кто хочет развивать, а не берут налоги с тех, кто хочет поехать. Это нарушение прав наших граждан в их выборе места отдыха насильственным путем», — говорит Атлас.
Его коллега директор туристической компании «Амиго Турс» Дмитрий Харитоненко тоже не понимает целесообразности такого «налогообложения», но отмечает, если идея таки «оживет», то, по-видимому, этот сбор придется взять на себя туроператорам. «На людях, я думаю, это никак не отразится, потому что, скорее всего, туроператоры возьмут этот платеж на себя. Они просто включат его как налог со своей прибыли», — прокомментировал он «Дню». Одно, замечает он, непонятно: на что эти деньги будут использованы. Если в поддержку внутреннего туризма, а именно ремонт и строительство дорог, гостиниц, ресторанов, то непонятно, почему за это должны дополнительно платить украинцы. Ведь средства на строительство дорог поступают от водителей, которые этими дорогами пользуются: платят налог на авто, платят акциз на горючее и тому подобное. А вот строительство гостиниц и ресторанов никоим образом не должно финансироваться налогоплательщиками. Это бизнес, на котором зарабатывают деньги. А если планируется, что собранные с каждого 11 гривен будут идти на развитие выездного туризма, то такого «жеста» туроператоры, говорят, не требуют. «Есть риск, что это спровоцирует какие-то коррупционные механизмы. И тогда не будет здоровой конкуренции на рынке», — предупреждает Харитоненко.
А вот экс-глава Государственной службы курортов и туризма, а в настоящее время президент Всеукраинской общественной организации «Туристическая палата Украины» Анатолий Пахля заметил в беседе с «Днем», что инициатива фискальными методами увеличить доходность туристической отрасли Украины — не нова. «Такие шаги уже предпринимались на региональных уровнях. В частности в Автономной Республике Крым в свое время каждый турист, который приезжал на полуостров, платил так называемый туристический сбор. Но я не видел, чтобы эти средства, поступающие в региональный бюджет, потом направлялись на развитие туристической инфраструктуры. Они попадают в общий котел», — отмечает Пахля.
Введением дополнительного налога для выезжающих за границу, со слов Пахли, в 1970—1980 годах «стимулировали» развитие внутреннего туризма в Турции и Египте. «Каждый турагент, который работал на «выездном» рынке, был обязан обеспечить прием туристов в своей стране. К сожалению, не могу точно назвать, какое это было соотношение. Этот механизм работал определенное время. Но в настоящее время они от этого отказались. Туризм — это рынок. А рынок должен быть свободным», — резюмировал эксперт.