Верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон после встреч в охваченном протестами Киеве с Президентом Украины Виктором Януковичем убедилась, что перед нашей страной сейчас действительно стоят серьезные проблемы. «С моей точки зрения, эти вызовы, а они — реальные, могут быть решены поддержкой не только со стороны институций Европейского Союза, — сказала в прошлый четверг Эштон, — но также и демонстрацией того, что у него (Януковича. — Авт.) есть серьезный экономический план для подписания Соглашения об ассоциации. Это также поможет привлечь необходимые инвестиции...».
В тот же день в Киеве ученые, предприниматели и политики также говорили о влиянии создания Зоны свободной торговли с ЕС на экономику нашей страны. Соответствующую разработку презентовал Международный центр перспективных исследований. Открывая соответствующую дискуссию, заместитель председателя Наблюдательного совета МЦПИ, экс-премьер-министр Украины Юрий Ехануров отметил: «Сегодня основные страсти бурлят на улице, потому ни власть, ни гражданское общество не способны сосредоточиться на вопросе, являющемся стратегическим для последующего развития государства». «В таких условиях, — считает Ехануров, — именно интеллектуалы избизнессреды должны взять на себя основной груз ответственности за разработку дорожной карты модернизации украинской экономики в условиях создания Зоны свободной торговли с ЕС».
♦ Экс-премьер уверен, что политический кризис будет преодолен мирным путем, однако, по его словам, «на выходе (из него. — Авт.) страну будет ожидать кризис экономический, который невозможно преодолеть переговорами и компромиссами». «Для этого, — соглашается Ехануров с Эштон, — нужен четкий план действий, в котором направлениям проведения реформ отведено главное место». Однако один из руководителей МЦПИ ссылается также на мнение своего знакомого с Майдана. Тот отметил, что сегодня на Майдане большое количество приличных людей, приехавшихв столицу на приличных автомобилях. «Если они не достигнут согласия с властью, — рассказывает Ехануров, — то на Майдан выйдут другие люди, которые будут требовать экспроприации экспроприаторов». В связи с этим он призывает «расширить круг людей, которые слышат друг друга... потому что только мы вместе сможем научить гражданское общество быть рациональным и прагматичным». «И только тогда мы сможем провести кардинальное перевооружение (перезагрузку? — Авт.) власти», — указывает Ехануров.
Представляя исследование, директор МЦПИ Владимир Панченко отметил, что на сегодняшний день Украина зафиксирована как поставщик сырья, а Европа — как технологический поставщик в нашу страну. Но в связи с этим, как считает Панченко, у нас есть большие возможности, поскольку ЕС не конкурирует с нашими товарами, которые мы уже экспортируем, и не будет конкурировать в Зоне свободной торговли. Высокотехнологический экспорт из Европы также зафиксирован, и нам понадобится не менее 10 лет, чтобы начать менять его структуру.
♦ Анализируя сравнительные преимущества Украины в торговле со странами ЕС, Панченко выделил сельское хозяйство. Несмотря на существование квот для поставок в Европу пшеницы мягких сортов, ожидаемый рост экспорта, по его словам, составляет 2,5 миллиона тонн, а по кукурузе — 300 тысяч тонн (соответственно — 40% и 25%). При этом высокая экспортная пошлина на семена подсолнуха будет постоянно сокращаться, и это будет давать рост ежегодно на 6 тысяч тонн и будет приносить производителям (также ежегодно) 270 миллионов гривен. Существенно будет расти и экспорт пищевой продукции из Украины в ЕС, хотя увеличится и импорт, а также инвестиции в отрасль.
Панченко отмечает, что легкая промышленность, повидимому, единственная отрасль, которая эффективно работала с правительством в процессе подготовки Соглашения, чем обеспечила себе хорошие перспективы. Как данное исследование, так и ожидания предпринимателей показывают, что экспорт и инвестиции в эту отрасль существенно вырастут, а импорт упадет. В химической промышленности, однако, по мнению исследователя, будет очень печальная ситуация, хотя с точки зрения инвестиций отразится изменение структуры отрасли: старые предприятия будут отмирать, а те, которым есть смысл модернизироваться, будут это делать. Однако за счет инвестиций будут создаваться и новые предприятия. Именно они и будут обеспечивать рост. Ожидания у химиков, по словам Панченко, тревожные. По их мнению, экспорт будет падать, импорт будет расти, а инвестиций не ожидают. Эксперт считает, что в этом виноваты владельцы, которые не вкладывали инвестиции в свои предприятия, выкачивая из них все возможное и не развивая технологически — такой получили и результат, а вместе с ними и вся страна.
По словам Панченко, очень сложная ситуация в машиностроении. Здесь возможен существенный рост импорта. «Если бы у нас было только машиностроение, — отмечает эксперт, — то можно было бы даже говорить о негативном торговом балансе». В то же время он считает такую ситуацию «знаком технологического обновления. В страну придут фантастические инвестиции, и они требуют фантастического ввоза технологического оборудования. Не лучшая ситуация и с легковиками. Несмотря на то, что ставки ввозной пошлины будут уменьшаться очень медленно, а в том случае, если импорт авто будет превышать 45 тысяч, сразу будет применяться наивысшая ставка.Это, считают исследователи, не поможет сборочным производствам в Украине сохранить свой бизнес. Автопроизводители требовали установить пошлину на уровне 25%, но имеем только 10%. «И это та ставка, которая не позволяет развиваться автостроению путем от сборочного производства», — говорит Панченко. Он считает, что здесь нужен другой подход, и не уверен, что время, которое остается до ратификации соглашения, если оно будет подписано, можно будет использовать для того, чтобы Украина могла по примеру Словакии и других новых членов ЕС развиваться через сборочные производства.
♦ «Влияние Соглашения о ЗСТ на госбюджет Украины, нужно честно признать, — говорит Панченко, — приведет к определенным потерям, если у нас страна превратилась вимпортозависимую (50% продукции собирается на импорте), но эти потери могут быть нивелированы ростом экономики — 2,1% в краткосрочной перспективе и 2,39% — в среднесрочной. Но в течение пяти лет, как считают исследователи, благодаря импорту оборудования в структуре экспорта произойдут ощутимые позитивные изменения. И тут возникает вопрос: зачем старой Европе тратиться и помогать, выращивать себе конкурентов? Как объясняет Панченко, «для того и создаются Силиконовые долины и альянсы, подобные Европейскому, чтобы давать свободно делать бизнес в этом альянсе. Именно это и дает возможность всему блоку наращивать конкурентоспособность в мире».
Старший исследователь Центра изучения политики ЕС (Брюссель, Бельгия) Майкл Эмерсон, которого специалисты считают «отцом» Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, назвал тему своего выступления на конференции — «От ВильнюсадоЕвромайдана: что дальше?». Украина, в соответствии сСоглашением об ассоциации, должна была принять на себя 400 обязательств, чтобы соответствовать нормам европейского законодательства, говорит исследователь. «Я называю их джунглями, — продолжает он и перебрасывает мостик к дебатам, в которых принимает участие, и не самой ли главной их составляющей, вращающейся вокруг расходов Украины после подписания ЗСТ с Евросоюзом, — правительство (Украины. — Авт.) указывает суммыот 160 до 20 миллиардов евро, а в последнее время — до 10 миллиардов».Эмерсон не без юмора называет эту цифровую строку «процессом взросления», но не отбрасывает необходимость анализа проблемы. Профессор отмечает, что «визовое послабление уже созрело даже с текущим режимом». «Базовой логикой для демократии» будет выполнение всех 400 условий ассоциации. Однако, по его мнению, «переломной точкой» относительно перспектив членства Украины в ЕС будет «прозрачное и чистое правительство, которое будет пользоваться доверием».
♦ Возвращаясь к финансированию Украины, Эмерсон отметил, что ЕС может выделить Украине помощь «в размере до одного миллиарда». Однако при этом он указал, что ЕС может также принять участие в кредитовании Украины совместно с Международным валютным фондом в соотношении 50:50. Вчера на конференции в Берлине я обсуждал такую возможность с министром финансов Германии, и он сказал «да», рассказал экономист с мировым именем.
«Я не согласен с теми, — заявил президент компании GrantThoronton, бывший первый заместитель председателя МИД Украины и госсекретарь по вопросам евроинтеграции в 2003—2004 годах Александр Чалый, — кто считает подписание Ассоциации и ЗСТ с ЕС «еще существующим шансом». Это — единственный шанс для модернизации Украины в исторической перспективе. Альтернативы ему нет. Европа тысячу лет была источником модернизации как с точки зрения идей, так и с точки зрения финансов». Однако он отмечает, что конечный текст соответствующего соглашения ему не нравится. Он напомнил о дискуссии, которая унего была еще в 2006 году с господином Эмерсоном. Тогда Чалый настаивал на швейцарском, секторальном подходе к ассоциации, «так как мы слабая экономика и должны были сами выбирать ритм, темп, отрасли». Но Эмерсон, по словам эксгоссекретаря, избрал для Украины норвежский вариант. Чалый тогда выступал и против углубленной и всеобъемлющей ЗСТ, «поскольку мы очень слабы, а переговорщики даже не чувствуют, о чем они говорят. А он навязал глубокую и углубленную».
«И еще в 2006 году, — продолжает Чалый, — я сказал: нужно срочно начинать консультации с Россией. Мы тогда уже пережили ее истерику относительно ВТО. Как только подойдем к подписанию Соглашения (об ассоциации. — Авт.), у нас с Россией будут большие проблемы. Давайте начнем диалог». «Но ЕС сделал все наоборот, — отмечает дипломат. — Но это не значит, что я не воспринимаю этот парафированный Украиной текст. Он парафирован под большим давлением Президента Украины и тогдашнего первого вицепремьера Клюева. Переговорщики были против парафирования этого текста».
♦ Украинские руководители допустили то, что обычно не может использоваться в дипломатии, рассказывает Чалый, «они публично, перед ЕС, сказали переговорщикам: заканчивайте переговоры так, как есть, то есть «сливайте» то, что мы достигли. В ЕС слышали это указание, эту директиву, и мне теперь очень грустно, когда говорят, что она плохая». Но он призывает власть Украины не ставить сейчас вопрос по поводу новых переговоров по тексту соглашения. Он считает необходимым сосредоточиться на том, как его имплементировать во внутреннем плане, а также неконфликто в наших отношениях с Россией и странами Таможенного союза. Чалый считает, что у Украины есть достаточно времени, чтобы подправить текст соглашения во время подготовки документов относительно его имплементации и ратификации в парламенте, на что может пойти тричетыре года.
На эти призывы туттаки отреагировал научный директор Института евроантлантического сотрудничества Александр Сушко. Он не без горечи пошутил, что сейчас, получается, ключи к ассоциации Украины с ЕС находятся у Путина, и их нужно выкупить. Какой будет цена? А может, эти ключи все же в Киеве, на Майдане? Об ответах на эти вопросы мы узнаем (а может, и не узнаем) уже на будущей неделе, после очередного визита Президента Януковича в Москву.