Кто-то пытается объехать дорожную пробку. Кто-то, застряв в ней, нервно давит на клаксон, а эти ребята порой могут потратить два часа своего утреннего времени на поиск ее. Зачем? Дело в том, что четверо молодых парней из Санкт-Петербурга создали службу доставки напитков и еды во время пробок. И назвали ее «Эй, кофе!»
Благодаря своему позитиву и своевременной доставке еды и напитков они разряжают ситуацию на дорогах. Там, где они стоят, водители все реже поднимают средний палец и все чаще большой.
«Здесь все стоит! Идеальное место! Здесь и встанем!» — разговор между двумя парнями из «Эй, кофе!», которые ездят на машине в поиске места для текущей работы. Так я поняла, что даже такое препятствие в пути, как пробка, может стать не поводом для раздражения, а бизнес-идеей для креативного ума предпринимателя.
В узнаваемых фартуках, рядом с баннером «Закажи себе кофе» работают двое «рыцарей арабики». Для них важно, чтобы пробка не увеличивалась, когда автомобилист захочет перекусить и закажет кофе. Поэтому один из них принимает заказ, а проезжая 200 метров, водитель получает его у другого. «День» пообщался с одним из соучредителей службы доставки Ильей Чумаком о том, как пришла идея создать службу доставки и как вообще молодым людям в РФ вести свой бизнес, ведь, как показывают результаты ежегодного национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012», свыше половины российской молодежи мечтает о работе в госорганах, а о своем деле— единици: если в 2010 году почти 10% опрошенных студентов планировали по окончании вуза стать предпринимателями, то сейчас этот показатель упал до 1%. В то же время в Восточной Европе 51% молодых людей в возрасте от 15 до 24 желают начать свое дело. К сожалению, в Украине подобные соцопросы не проводились. Поэтому мы не имеем возможности релевантно определить процент желающих открыть свой бизнес среди молодых украинцев. Эксперты предполагают, что он близок к среднему по Восточной Европе — около 20% выпускников вузов. Но если в РФ молодежь мечтает о государственной работе или же работе в крупных металлургических, энергетических компаниях, то в Украине, как отметил эксперт Центра Разумкова Павел Розенко, в связи с тем, что ставка на официальном рынке труда (и в госструктурах, и в бизнесе) сделана на дешевую рабочую силу, молодежь фактически вынуждена ориентироваться либо на нелегальный рынок труда, либо же на другие страны.
— Илья, поделись с читателями своим бизнес-опытом. Как вообще пришла в голову идея начать свое дело?
— Мы просто реально ощутили потребность в такой услуге. Один из нас возвращался домой и в очередной раз застрял в пробке, захотел кушать, но из машины выйти не мог. Мы провели опрос, выяснили, что о кофе и перекусе во время пробки подумывает не один водитель. Поэтому решили организовать доставку еды, которая позволяла бы тебе перекусить, не выходя из машины. Пока что проект запустили в тестовом режиме. Работаем на добровольных началах. У нас нет фиксированной платы за кофе. В основном платят 50 рублей. Сколько кому не жалко. Бывало, что нам давали и по 200—300 рублей. А бывало, что и просто мелочь. Хотим оборудовать грузовичок с надписью «Эй, кофе!», чтобы можно было стоять в любую погоду и чтобы он был узнаваемым.
— Есть ли у вас еще проекты?
— Мы все делаем вдвоем с моим партнером Денисом Никаноровым или группой. Создаем креативное агентство, «Скайп» для музыкантов, мобильное приложение для девушек-шопоголиков Looker. Суть первого в том, чтобы минимизировать задержку во время репетиций по «Скайпу». На него мы пока что потратили 150 000 рублей. Учитывайте, что люди, которые работают с нами, получают долю в компании, а не фиксированную зарплату.
— Много ли нужно, чтобы начать? И где лучше брать стартовый капитал?
— Все зависит от проекта, но уверенно могу сказать, что сейчас делать стартап в Интернете стало дороже. В нашем случае — это частный инвестор. Но золотого правила здесь нет. Нужно действовать по ситуации.
— Где ищете инвесторов?
— На бизнес-соревнованиях в Москве. Webready, «Аллея инноваций». Туда съезжаются инвесторы. Как правило, если они заинтересовались, то сами подойдут, будут держать на карандаше и ждать твоего запуска. Microsoft сейчас тоже активно поддерживает интернет-проекты, которые запускаются на их платформе.
— Есть такая статистика, что всего лишь 7% молодых людей в РФ хотят создать свой бизнес, остальные — пойти наемными работниками. Это по России. В Европе ситуация лучше — там 51% молодых людей в возрасте от 15 до 24 желают начать свое дело. (Об этом сообщает Gallup Organization.) К сожалению, по Украине такой статистики нет, но исследования центра HeadHunter показали, что значительно больше студентов ищут руководящие должности. Так, если брать ресторанный бизнес, то они хотят быть менеджерами, а не официантами. Это позитивная тенденция? А какие люди в твоем окружении?
— Сегодня новый тренд — пойти работать в металлургию, энергетику, «Газпром». Молодые часто смотрят на то, как работают папы. В таких монополиях сразу высокие зарплаты. На стажировку у меня друг поехал с зарплатой в 100 000 рублей. Нет рисков. Все стабильно.
Из моего окружения, к счастью, процентов 80 — люди, которые либо начинают свое дело, либо оно у них уже есть.
— Каким должен быть современный молодой предприниматель?
— Жизнерадостным. Реально стремиться воплощать в жизнь свою мечту, быть свободным, а, работая «на дядю», это вряд ли получится. По крайней мере, ближайшие 20 лет. То, что ты делаешь, — все твое. Даже если поначалу ты работаешь в минус. Зато ты можешь скорее подняться, чувствуешь отдачу, позитивные отзывы от своих клиентов. Ведь выбор — за каждым.